Сергей Валентинов
12.02.2018

Генпрокуратура и Минкомсвязь РФ подготовили паспорт проекта "цифровой трансформации" надзорного ведомства. Если этот план будет исполнен, сроки передачи поступающих в прокуратуру обращений исполнителям сократятся с максимальных сегодня нескольких недель до нескольких часов. При этом у каждого прокурора должны появиться "персональный электронный почтовый ящик" и цифровая подпись. Проект будут реализовывать НИИ "Восход" и "Ростелеком". В ведомстве пока затрудняются оценить стоимость проекта, но признают, что речь идет о "нескольких сотнях миллионов" рублей.

О проекте "паспорта цифровой трансформации" "Ъ" рассказал начальник управления правовой статистики и информатизации Генпрокуратуры Олег Инсаров. По его словам, за разработку проекта и софта для него отвечает московское ФГБУ НИИ "Восход", а за прокладку сетей и их безопасность — "Ростелеком". Соответствующее распоряжение правительства РФ было подписано 19 декабря. Речь идет о создании к 2025 году системы, которая должна соединить в одной сети все структуры ведомства — от Генеральной до районных прокуратур. Они должны будут полностью перейти на электронный документооборот, а все прокуроры, по плану, получат по персональному ведомственному почтовому ящику — всего около 50 тыс. адресов. В проекте также значится создание 87 залов и почти 3 тыс. рабочих мест, оборудованных для конференцсвязи, а также около 25 тыс. рабочих мест с IP-телефонией. Господин Инсаров затруднился назвать объем вложений, которых потребует этот проект. "В ближайшее время мы закажем в "Восходе" системный проект, в котором и будет указана конкретная сумма. По предварительным подсчетам, речь идет, вероятно, о сотнях миллионов рублей. Понятно, что имеющегося у нас бюджета для полной реализации такого проекта явно недостаточно, и, вероятно, придется просить какую-то часть средств у руководства",— сообщил господин Инсаров.

Одним из ключевых показателей успешности проекта в его паспорте значится повышение "уровня удовлетворенности" граждан от взаимодействия с прокуратурой до 90%. "Сейчас не редкость случаи, когда пришедшее в Генпрокуратуру обращение идет до исполнителя в районной прокуратуре по нескольку недель. За почтовые службы мы отвечать не можем. Проект подразумевает, что путь от приема обращения нами до конкретного исполнителя резко сократится. В паспорте мы написали срок с запасом — два дня от Генпрокуратуры до прокуратуры региона, но в реальности речь должна будет идти о нескольких часах",— сообщил Олег Инсаров. Он считает, что это снимет и некоторые внутренние проблемы ведомства. "Многие районные прокуроры жалуются, что обращения до них идут так долго, что на реагирование им остается один-два дня. Соответственно, качество реагирования не может не страдать. Эта проблема тоже решится после перехода на цифру",— объяснил он.

Пилотный проект по полному переходу на электронный документооборот уже весной планируют запустить в Приволжской транспортной прокуратуре. "Мы выбрали именно это подразделение, потому что Приволжская транспортная прокуратура по собственной инициативе разработала некоторые элементы этой системы",— рассказал Олег Инсаров. По его словам, в этом ведомстве конференцсвязь уже "позволила сэкономить до 3 млн руб. в год на командировках". "Зона ответственности Приволжской транспортной прокуратуры — от Владимирской области и почти до Урала. А надо хотя бы раз в месяц провести оперативную планерку. А коллегии? А отчеты, которые прокуроры должны сдавать лично? В Приволжской транспортной прокуратуре посчитали, что более чем из 200 рабочих дней в году некоторые сотрудники находились где-то в пути по 100 дней. Поэтому приняли решение ввести конференцсвязь, закупили необходимое оборудование. Теперь нажатием кнопки руководитель прокуратуры может связаться с любым подчиненным, и этот подчиненный всегда на месте",— рассказал господин Инсаров.

Не адаптированных к таким переменам прокуроров он пообещал "учить компьютерной грамотности на специальных курсах": "В конце концов электронную цифровую подпись получит каждый из них. И документы, к примеру, от генпрокурора, будут приходить именно ему. И он либо будет постоянно привлекать подчиненных, чтобы они за него постоянно работали в электронной системе, либо поймет, что электронная подпись — его второй паспорт, и освоится в новой реальности сам".