Телеканалы нашли нишу
Нишевые тематические телеканалы в совокупности обгоняют по охвату крупнейшие из эфирных, следует из первого отчета измерителя Mediascope перед Роскомнадзором.
Число зрителей таких каналов по итогам трех кварталов 2017 года достигло 59,8 млн в месяц, что на 400 тыс. больше, чем у "Первого канала". По длительности просмотра лидерство сохраняет "Россия 1".
Тематические каналы по итогам трех кварталов 2017 года в совокупности стали лидерами по ежемесячному охвату среди зрителей старше четырех лет, следует из отчета Mediascope для Роскомнадзора. Mediascope в конце 2016 года была аккредитована ведомством на три года в качестве официального измерителя телеаудитории и по условиям конкурса должна представлять Роскомнадзору ежегодный отчет о проведенных исследованиях. Это первый такой отчет, подтвердили в Mediascope. В компании отмечают: по отдельным возрастным группам тематические каналы уже много лет каналы номер один, то есть их суммарная аудитория выше, чем аудитория любого отдельно взятого канала.
Среднемесячное число зрителей тематических каналов в 2017 году составило 59,8 млн человек, или 86% от общего числа зрителей. У "Первого канала" среднемесячная аудитория достигла 59,4 млн зрителей. На третьем месте "Россия 1" с 57,1 млн человек. По среднесуточному количеству зрителей лидирует, наоборот, "Первый канал" с 24 млн человек, а тематические каналы — на втором месте, их в среднем смотрели 23,7 млн человек. По среднемесячному охвату тематическое ТВ уступает лидерство только среди зрителей старше 55 лет.
При этом по более традиционному для рынка показателю — доле зрителей — "Россия 1" в прошлом году впервые обошла "Первый канал", сообщал тогда "Ъ". По итогам 2017 года "Россия 1" может сохранить это лидерство, писал в декабре РБК. В отчете в Роскомнадзор используется другой параметр измерений — охват, который обозначает количество человек, которые хотя бы на одну минуту включают канал либо раз в месяц, либо раз в сутки, поясняют в Mediascope. В использующихся обычно показателях рейтингов и долей аудитории учтено не только количество людей включившихся на канал, но и время смотрения. Таким образом, у "России 1" большее время просмотра, а у "Первого канала" — количество людей, которые его включали. Так, "Россию 1" в среднем смотрели 30,1 минуты в день и 912 минут в месяц, "Первый канал" — 27,7 и 839 минут, тематическое ТВ — 27,2 и 826 минут соответственно.
На "Первом канале" объясняют рост охвата тематического ТВ объективными причинами, то есть увеличением количества таких каналов (в эту категорию входят более 200 вещателей) и тем, что в панели Mediascope их могут принимать 95% абонентов, тогда как в целом в стране, согласно абонентским базам операторов и данным Росстата, таких абонентов не больше 80%.
Но тенденция роста нишевых каналов действительно есть, и она угрожает большим каналам, недаром телехолдинги формируют собственные пакеты с тематическим ТВ, говорит гендиректор российского офиса Etat Control International Дмитрий Кураев. Доля тематического ТВ в рекламном пироге тоже будет расти, уверен он.
По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, за три квартала 2017 года рекламные доходы нишевых каналов составили 3,5 млрд руб., что составляет лишь 3% от всего ТВ. При этом с 2016 года поменялся принцип продажи рекламного инвентаря на тематическом ТВ, напоминает руководитель департамента продуктивности и оценки медиазакупок OMD OM Group Андрей Скородумов: он начал продаваться по рейтингам, а не по минутам, как раньше. В 2016 году рост рекламных бюджетов в этом сегменте составил 52%, в 2017 году рынок тематического ТВ может вырасти еще на 40%, а на 2018 год OMD OM Group прогнозирует рост на уровне 25%.
Платные нишевые каналы наращивают аудиторию, потому что смогли предоставить зрителю такой контент, которого на национальных телеканалах либо нет, либо недостаточно, считает гендиректор ГК Viasat Алексей Кроль,— например, кинопоказ, объем которого в 2017 году на эфирном ТВ уменьшился.