"Яндекс" проникает в автомобили
"Яндекс" представил "Яндекс.Авто" - платформу для мультимедийных систем автомобилей, оснащенную голосовым управлением и единым интерфейсом, разработанным специально для использования за рулем. В "Яндексе" отмечают, что при помощи сервисов платформы "Яндекс.Авто" водители в дороге смогут, не отвлекаясь от вождения, решать множество задач: выбрать полосу для маневра, ответить на звонок, включить музыку.
В компании сообщили, что первые автомобили со встроенным "Яндекс.Авто" появятся в продаже уже этой осенью. Первыми моделями автомобилей, в которые будет встроена данная платформа, станут Toyota Camry Exclusive и Toyota Rav4. Они поступят в продажу в октябре. Также "Яндекс" подписал меморандумы о сотрудничестве с компаниями "Ягуар Ленд Ровер", "АвтоВАЗ", "Форд Соллерс Холдинг" и "КамАЗ".
"Яндекс.Авто" способна реагировать на голосовые команды. Например, по голосовой команде система может проложить маршрут, или включить радиостанцию. Сервис также сможет отвечать на вопросы водителя (например, сообщить рассчетное время пути до пункта назначения) и выводить на экран важные сообщения. "Кроме того, с помощью "Яндекс.Авто" автопроизводители могут поддерживать связь с водителем - скажем, напоминать о техобслуживании", — говорит руководитель лаборатории автомобильных решений "Яндекса" Андрей Василевский. За голосовое управление в машине отвечает комплекс речевых технологий SpeechKit.
"Яндекс.Авто" можно адаптировать для каждой марки или даже модели: например, изменить набор встроенных продуктов или выполнить дизайн в фирменном стиле", - отмечает Андрей Василевский. Сроки и стоимость разработки платформы "Яндекс.Авто" в компании не раскрывают.
В пресс-службе "Яндекса" отметили, что в рамках этого проекта главную задачу видят в развитии сферы connected cars (автомобили, подключенные к сети Инернет) вместе с автопроизводителями и стремлении еще лучше решать задачи автомобилистов. "Что касается формата сотрудничества с автопроизводителями, то это license fee (плата за лицензию). Это базовое решение, однако бизнес-модель может поменяется вместе с тем как изменится сфера connected cars", - сообщил представитель пресс-службы компании "Яндекс". По его словам, сфера автомобильного мультимедиа - естественная среда для сервисов компании. "Встраивать навигационные и информационные сервисы напрямую в автомобили изначально было нашим видением. Мы уверены что сфера connected cars развивается и будет расти, а у "Яндекса" есть технологии, которые помогут и автопроизводителям и автолюбителям", - отметил представитель компании.
Также в компании уточнили, что у каждого автопроизводителя подключение мультимедийной системы к сети Интернет устроено по-разному. Самые распространенные варианты: LTE/3G/GRPS-модем, Wi-Fi от смартфона, Интернет от смартфона, подключенного по USB. При этом в "Яндексе" отметили, что в будущем готовы изучать возможности партнерства с кем-либо из операторов "большой четверки" для реализации совместного предложения, включающего платформу "Яндекс.Авто" и услугу беспроводного доступа в Интернет.
В пресс-службе "Яндекса" отметили, что аналогичные "Яндекс.Авто" системы в целом на рынке существуют, среди них Android Auto и Apple CarPlay. "Но нам не известно об их широком распространении на российском рынке", - отметили в "Яндексе".
По оценкам начальника управления операциями на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, в месяц в России продается порядка 130 тысяч легковых автомобилей. Эксперт полагает, что "Яндекс" нацелится на ключевые модели автомобилей и его доля рынка в сегменте платформ для мультимедийных систем автомобилей до конца будущего года не превысит 25%.
"Если рассчитывать на срок автомобиля три года, то вложения окупятся за счет таргетированной рекламы в приложениях. Кроме того, компания может рассчитывать на то, что вырастут продажи приложений, таких как "Яндекс.Музыка", которая дает от 150 рублей в месяц. Возможно, за место в мультимедийных системах развернется борьба поисковиков", - отметил Георгий Ващенко.
Аналитик ГК "Финам" Леонид Делицын, рассуждая о конкурентах "Яндекса" по данному сегменту рынка, отметил, что на рынке будут работать не только прямые конкуренты, то есть другие интернет-гиганты, но и стартапы, и компании, которые разрабатывают гаджеты, электронику, и т.п. По словам аналитика, для "Яндекса" данный проект – это попытка выйти на автомобильный рынок.
"В отличие от своего наиболее опасного конкурента, Google, российский поисковик пока не имеет ресурсов для расширения на три крупных и важных рынка будущего: рынок мобильных операционных систем, рынок гаджетов и рынок беспилотных транспортных средств", - считает Леонид Делицын.
По его словам, первый из них в ближайшее время будет занят Google. Полноценный выход на рынок гаджетов и беспилотных транспортных средств требует многомиллиардных затрат, отметил аналитик. "Google будет постепенно отбирать долю рынка у конкурентов на поисковом рынке, проникая через эти новые каналы - из гаджетов, из устройств, из автомобиля и т.п.", - считает Леонид Делицын. "Поскольку "Яндекс" думает о будущем, его задача - остаться в поле зрения пользователей. Из поля зрения пользователей смартфонов компания Google российский поисковик наполовину уже выдавила - теперь надо бороться за другие каналы доступа", - отметил аналитик.