Мария Андреева
© ComNews
14.09.2017

Московское областное управление Федеральной антимонопольной службы (УФАС) назначило ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") штраф на 750 тысяч рублей за нарушение закона "О рекламе". Основанием для привлечения оператора к административной ответственности послужило обращение гражданина о систематическом получении SMS-рекламы от "ВымпелКома" в отсутствие согласия абонента на ее получение.

О назначении штрафа в 750 тыс. рублей вчера сообщил представитель УФАС по Московской области. На сайте ведомства уточняется, что по результатам рассмотрения дел об административном правонарушении, Московским областным УФАС России вынесены постановления о привлечении компании "ВымпелКом" к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях и назначении штрафа за распространение ненадлежащей рекламы.

Основанием для привлечения к административной ответственности послужило обращение гражданина о систематическом получении SMS-рекламы от "ВымпелКома" в отсутствие согласия абонента на ее получение. В Московском областном УФАС России подчеркнули, что это является нарушением части 1 статьи 18 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе".

Более подробную информации ни в ФАС, ни в УФАС по Московской области корреспонденту ComNews вчера не предоставили. В компании "ВымпелКом" отказались комментировать это дело.

Отметим, что "ВымпелКом" не впервые получает штрафы за распространение SMS-рекламы ненадлежащим образом. Как ранее сообщал ComNews, осенью прошлого года УФАС по Московской области также оштрафовало "ВымпелКом" на 150 тыс. рублей за распространение SMS-рекламы без согласия абонента (см. новость ComNews от 5 сентября 2016 г.).

В разговоре с корреспондентом ComNews председатель общественной организации "Общественная потребительская инициатива" (ОПИ) Олег Павлов заметил, что рассылка SMS-спама – это одно из самых распространенных нарушений операторов. Жалобы на такие действия поступают регулярно и большинство из них приходится на МТС (ПАО "Мобильные ТелеСистемы") и "Билайн".

"Известно, что согласно ч. 1 ст. 18 ФЗ "О рекламе", рассылка рекламы без предварительного согласия абонента не допускается. Однако пользователи не всегда могут точно вспомнить, давали они такое согласие при заключении договора (покупке SIM-карты) или нет. Поэтому самый эффективный способ борьбы со спамом – письменное уведомление оператора о нежелании получать какую-либо рекламу по SMS", - отметил Олег Павлов.

Он добавил, что такое уведомление может быть направлено обычным письмом или по электронной почте. "Если после отправки уведомления SMS-спам продолжит поступать, у абонента появляются все основания для направления жалобы в ФАС, которая достаточно категорична в данном вопросе и регулярно штрафует нарушителей", - резюмировал председатель ОПИ.

Региональные управления ФАС активно работают в направлении борьбы с SMS-спамом. В частности, на днях на сайте Татарстанского УФАС была запущена функция подачи жалоб на нежелательные SMS. В Татарстанском УФАС отметили, что, механизм отправки жалобы на SMS-спам разработан УФАС совместно с крупнейшими операторами сотовой связи.

Функция, реализованная на сайте Татарстанского УФАС, позволит оперативно реагировать на жалобы абонентов о фактах получения нежелательных SMS-рассылок,  и призвана повысить эффективность борьбы с SMS-спамом, снизить количество обращений со стороны потребителей.

"Рассылка спама через SMS-сообщения – один из самых частых поводов для обращения в Федеральную антимонопольную службу, - прокомментировал заместитель руководителя Татарстанского УФАС России Игорь Павлов. – Мы постарались учесть все те вопросы, что возникают у потребителей при получении нежелательной SMS-рассылки и обеспечить возможность максимально быстро эти вопросы решить. Вместе с ведущими мобильными операторами разработали механизм, позволяющий отправить обращение через сайт антимонопольного органа и ускорить процесс блокировки нежелательной SMS-рассылки".

Корреспонденту ComNews вчера не удалось узнать у ФАС о возможном запуске аналогичного сервиса в других российских регионах.

В 2015 г. году операторы мобильной связи отмечали снижение в разы SMS-спама после вступления в силу поправок в Федеральный закон "О связи", запретивших рассылки без согласия абонента (см. новость ComNews от 15 апреля 2015 г.).

Поправки в закон "О связи" о борьбе с SMS-спамом вступили в силу 21 октября 2014 г. Согласно им (см. новость ComNews от 22 октября 2014 г.) компания, желающая осуществлять SMS-рассылку, должна заключить договор с оператором и получить разрешение от абонентов. Пользователь должен сначала дать согласие на получение SMS-рассылки. В дальнейшем он может отказаться от нее, обратившись к оператору. Если компания-отправитель рассылает SMS-рекламу без разрешения абонента, она будет оштрафована.