Мария Андреева
© ComNews
05.09.2017

Импортозамещение в ИТ-сфере почти не коснулось федеральных государственных информационных систем (ФГИС). Большинство ФГИС продолжают работать на базе продуктов американских Microsoft и Oracle. Отечественные участники рынка ссылаются на отсутствие успешного публичного опыта замены и несовершенство в работе реестра отечественного программного обеспечения (ПО). Таковы данные исследования аналитического центра TAdviser.

В ходе исследования, проведенного TAdviser в августе 2017 г., компания проанализировала 339 ФГИС из реестра федеральных ИТ-систем на предмет базового ПО, на котором они построены, - систем управления базами данных (СУБД) и серверных операционных систем (ОС).

Аналитики TAdviser отметили, что больше всего ФГИС используют СУБД Microsoft SQL Server и Oracle Database. Первая СУБД используется в 131 ФГИС, что составляет 38,6%, вторая - в 86 федеральных системах (25,4%).

При этом СУБД с открытым исходным кодом MySQL (развивается и поддерживается Oracle) и PostgreSQL заметно менее популярны: на них построено 47 (13,9%) и 33 (9,7%) ФГИС соответственно.

По данным TAdviser, в 2015 г. общее количество ФГИС было меньшим - 321. Показатели Microsoft и Oracle равнялись 132 (41,1%) и 90 (28%), MySQL и PostgreSQL - 50 (15,6%) и 31 (9,7%).

Специалисты аналитического центра подсчитали, что наиболее активным пользователем СУБД с открытым кодом остается Минэкономразвития - 16 из 31 ФГИС этого министерства построены на Postgres либо MySQL. При этом Oracle пользуются чаще всего Росреестр и Минздрав РФ. На СУБД этого производителя работают все 15 ФГИС Росреестра и четыре из четырех Минздрава РФ.

Что касается Минкомсвязи, то в федеральных системах ведомства наибольшей популярностью пользуется СУБД Microsoft SQL Server: на ней построено 8 из 16 ФГИС. Oracle применяется в пяти системах.

В TAdviser отметили, что единственная СУБД собственной разработки используется в системе автоматизированных банков данных дактилоскопической информации МВД.

Среди серверных ОС лидирует Windows Server с 67% ФГИС (в 2015 г. - 69,5%).

По данным, представленным аналитиками TAdviser, разновидности Linux и Unix используются соответственно в 24% и 8,5% федеральных государственных информационных систем в качестве серверных ОС. Двумя годами ранее эти показатели равнялись 26% и 10% соответственно.

Наиболее популярной ОС с открытым исходным кодом является продукт американской компании Red Hat. На его базе функционирует оборудование 23 ФГИС (25 в 2015 г.). Самым активным пользователем Red Hat среди российских федеральных госорганов, по данным TAdviser, является Росреестр. А самым популярным дистрибутивом Unix, согласно исследованию, является FreeBSD.

"На базе российских дистрибутивов Linux работают серверы только двух ФГИС - портал Gosuslugi.ru на базе Alt Linux и комплекс "Государственные услуги" Главного управления по контролю за оборотом наркотиков МВД на базе MCBC", - сообщается в исследовании TAdviser.

На взгляд главного редактор TAdviser Александра Левашова, доля российских СУБД и ОС в инфраструктуре федеральных ИТ-систем не растет в связи с тем, что перспектива импортозамещения этих продуктов, вероятно, пугает ИТ-руководителей ведомств.

Такие проекты, во-первых, рискованны. Велика вероятность сбоев на этапе миграции, которая может занять многие месяцы.

Во-вторых, ИТ-руководителям сложно обосновать необходимость финансирования мероприятий импортозамещения. "Вне политического контекста такие проекты вполне можно посчитать двойными тратами на одну и ту же задачу", - считает Александр Левашов.

В-третьих, государственные информационные системы зачастую разработаны таким образом, что не могут функционировать на каком-либо другом базовом ПО. "Замена иностранных базовых продуктов повлечет за собой значительный объем переработки вышестоящих ИТ-систем, ведомствам заново придется решать вопросы тестирования, интеграции, обучения и т.д.", - пояснил главный редактор TAdviser.

Александр Левашов добавил, что не менее важным остается отсутствие примеров успешных проектов, связанных с заменой иностранного ПО на российское. "Нет публичного опыта, на который ИТ-руководители могли бы ориентироваться", - резюмировал он.

Президент НП "Руссофт" Валентин Макаров согласен с представленным TAdviser исследованием. По его словам, причина такой медленной реакции на призыв к импортозамещению связана во многом с инерцией такого большого и громоздкого механизма, как государство. Но есть и другая причина.

"На мой взгляд, государство начало борьбу за замену ОС и СУБД в госорганах не с того конца. Вместо принятия закона о запрете импортного ПО и введения Реестра отечественного ПО, можно было бы стимулировать создание консорциумов компаний-разработчиков и заинтересованных пользователей (ИТ-директоров госорганов) с постановкой им задач и сроков", - отметил Валентин Макаров.

Президент "Руссофта" добавил, что пример Консорциума Бета, инициированного "Диасофтом" в 2014 г., показал, что бизнес может чрезвычайно быстро собрать лучшую конфигурацию всего пакета базового ПО и решить задачу импортозамещения, практически без требования финансирования со стороны государства. При этом потребуется только наличие понятного и мотивированного заказчика.

"В результате отсутствия позитивной мотивации у заказчика попытки заставить заменить базовое ПО на отечественное вызывают законное желание заказчика найти предлог и не выполнить требование", - сказал Валентин Макаров.

Он считает, что при выделении государством совсем небольших денег на доработку ПО таким консорциумам и при сочетании принуждения и стимулирования заказчика заменить базовое ПО, например, за счет финансирования процесса ОКР по переводу на российское ПО - что гораздо дешевле, чем стоимость самого ПО, - можно было бы в течение двух-четырех лет осуществить замену базового ПО там, где есть критическая ситуация с информационной безопасностью и технологической независимостью.

Руководитель отдела по развитию продуктового бизнеса в регионах департамента инфраструктурных решений управления сервисов группы компаний Softline Александр Галдобин рассказал корреспонденту ComNews, что за несколько лет с момента старта кампании по импортозамещению рынок преодолел несколько этапов.

"Сначала было отрицание, сейчас рынок находится на этапе принятия. Стало очевидно, что импортозамещение - это объективная реальность и требования по замене иностранного ПО российскими разработками выполнять предстоит в любом случае", - отметил Александр Галдобин.

В то же время, добавил он, помимо законодательного давления отечественные участники рынка наблюдают рост интереса к российскому ПО со стороны коммерческих предприятий.

"Пока же главная проблема в замене иностранных продуктов российскими - совместимость. Нередко отечественные разработки не могут похвастаться официальной совместимостью с бизнес- приложениями - например, SAP, PLM-системами. Пока официальной поддержки нет, вряд ли заказчик - из государственного и негосударственного сектора - будет спешить заместить импортное решение отечественным", - пояснил Александр Галдобин.

Он предположил, что эту проблему можно решить единственным способом - приходить к заказчику с предложением разработать и реализовать план импортозамещения. "После аудита станет ясно, какие участки инфраструктуры и какие прикладные программы можно заменить на отечественные, сколько времени и ресурсов для этого потребуется и т.д.", - отметил эксперт Softline, подчеркнув, что пока отечественные решения не развились в плане функциональности и совместимости, такой подход видится единственно верным.

По прогнозам Александра Галдобина, интерес, который есть к отечественным решениям сейчас, выльется в реальные крупные контракты уже в следующем году. "Однако будущим заказчикам следует иметь в виду, что не все партнеры российских компаний-разработчиков готовы этот интерес удовлетворить и дать заказчику достаточную экспертизу по внедрениям решений в инфраструктуру конкретного клиента", - отметил он.