В аптеках ГК "Эркафарм" будут вестись онлайн-консультации врачей
ГК "Эркафарм" начала установку в своих аптеках "Доктор Столетов" и "Озерки" специальных киосков, где специалисты мобильной клиники Doc+ будут проводить для посетителей бесплатные онлайн-консультации. Это первый такой проект на российском аптечном рынке. В "Эркафарме" надеются за счет него увеличить трафик и товарооборот.
Как рассказали "Ъ" в "Эркафарме", компания заключила с мобильной клиникой Doc+ соглашение о сотрудничестве. По нему специалисты клиники будут оказывать посетителям аптек "Озерки" и "Доктор Столетов" бесплатные онлайн-консультации в специально обустроенных киосках. Первый киоск Doc+ был установлен на прошлой неделе в аптеке "Доктор Столетов" в Москве на Ярославском шоссе, 2. Еще два предполагается поставить на следующей неделе в двух столичных аптеках "Озерки" на Брастиславской улице, 12 и улице Лескова, 2. Впоследствии киоски планируется оборудовать во всех аптеках обеих сетей, площадь которых превышает 130 кв. м.
В каждой аптеке консультации будут вести девять специалистов Doc+. Они будут давать советы по режиму и образу жизни, питанию, профилактике заболеваний, эффективности лекарств. Отчет с результатами консультации посетитель аптек сможет получить по электронной почте.
ГК "Эркафарм" управляет аптеками под брендами "Доктор Столетов", "Озерки", "Хорошая аптека" и др. Выручка в 2016 году — 26,7 млрд руб. В июле компания объявила о приобретении розничного бизнеса группы "Роста", включающего аптеки "Первая помощь", "Радуга", и "Ладушка". После завершения сделки "Эркафарм" будет владеть около 1,5 тыс. аптек. Доля рынка компании, по данным RNC Pharma, составит около 4,5% (четвертое место по обороту среди аптечных сетей).
Сервис Doc+ позволяет вызывать врача через сайт, мобильное приложение и собственный call-центр. Среди его совладельцев — гендиректор OneTwoTrip Михаил Соколов, сооснователь Lamoda Флориан Янсен, сооснователь KupiVIP Дамиан Доберштейн.
Коммерческие условия соглашения в "Эркафарме" и Doc+ не раскрывают. CEO Doc+ Руслан Зайдуллин говорит, что основные затраты компании — на закупу оборудования и самого киоска. По его словам, проект должен решить проблему самолечения пациентов, которые теперь смогут получить конфиденциальную рекомендацию специалиста до покупки препарата. Запускать такие же киоски в аптеках других компаний Doc+ не планирует.
В ГК "Эркафарм", в свою очередь, рассчитывают, что партнерство с Doc+ позволит ее аптекам увеличить клиентопоток и товарооборот. Конкретных прогнозов по росту этих показателей там не дают, отмечая, что они будут зависеть от результатов "пилота". Сейчас на одну аптеку компании в среднем приходится по 10 тыс. чеков в месяц, в некоторых точках этот показатель достигает 30 тыс. Гендиректор QuintilesIMS Николай Демидов не видит в проекте "Эркафарма" и Doc+ высокой эффективности с точки зрения привлечения покупателей: по его прогнозу, продажи могут вырасти не более чем на 5%.
По мнению гендиректора DSM Group Сергея Шуляка, киоски могут иметь успех у людей старшего возраста, которые более избирательно относятся к покупке лекарств. Оценить рост трафика эксперт затруднился, так как практики онлайн-консультаций в аптеках еще не было. Гендиректор сети "Ригла" Александр Филиппов считает, что партнерство "Эркафарма" и Doc+ "можно только похвалить", но сказал, что "Ригла" подобных проектов не планирует.
Гендиректор "Эркафарма" Анастасия Карпова отмечает, что при вступлении в силу закона о телемедицине киоски можно будет считать мобильными медицинскими кабинетами. "Их наличие — серьезный аргумент для покупателей при выборе аптечной организации",— уверена госпожа Карпова. Закон о телемедицине Госдума приняла в третьем чтении в июле. Он предусматривает выписку электронных рецептов и возможность дистанционного оказания врачебной помощи и разрешает врачам оказывать медпомощь пациентам путем телемедицинских консультаций, консилиумов и дистанционного мониторинга. Закон должен вступить в силу с 1 января 2018 года.