"Яндекс" готовит портал для корпоративных закупок
"Яндекс" создал портал для размещения данных о закупках товаров и услуг. По словам представителей "Яндекса", фирма разработала внутренний сервис для выбора поставщиков и коммуникаций с ними. Эксперты считают, что речь идет о более масштабном проекте — делать систему такого уровня только для себя нецелесообразно.
Интернет-портал "Яндекс" разработал портал для закупок. Сервис под названием "Закупки+" расположен на домене procu.ru (возможно, от английского procure — закупать), этот домен компания приобрела в прошлом году. По словам источников, знакомых с проектом, в новой системе будет возможность поиска по наименованию товара, количеству, цене. В отличие от портала госзакупок, здесь можно будет оставлять комментарии и отправлять сообщения прямо внутри системы. При желании можно подписаться на определенного закупщика. В системе также реализуют поиск и оповещения о новых запросах.
— Есть наш внутренний сервис для выбора поставщиков и коммуникаций с ним, — сообщили в пресс-службе "Яндекса". — Планов выхода на внешних клиентов нет.
Представители компании не уточнили доменное имя этого внутреннего сервиса.
— Я не слышал про портал, где "Яндекс" бы размещал закупки для собственных нужд, — отметил эксперт по госзакупкам Иван Бегтин. — Теоретически компания могла бы создать такой портал, но мне кажется это странным.
Руководитель аналитического центра "Интерфакс-ProЗакупки" Георгий Сухадольский рассказал, что площадки закупок, созданные компаниями для собственных нужд, нередко выходят на открытый рынок, начиная оказывать услуги иным организациям.
— Проекты ПАО "НК "Роснефть" ("ТЭК-Торг") и Газпромбанка (ЭТП ГПБ) буквально за несколько лет вошли в число лидеров рынка электронных площадок для госкомпаний, — добавил он.
Эксперт предположил, что "Яндекс" планирует выстроить из множества разных сервисов единую экосистему для бизнес-клиентов.
— Думаю, проект не для крупного бизнеса, у которого серьезные требования по информационной безопасности, а для малого и среднего, — прокомментировал Георгий Сухадольский. — Скорее всего, они будут работать в нише закупок товаров, а не работ и услуг.
Система сервисов для бизнеса от "Яндекса" будет вполне соответствовать духу времени, отметил директор по проектной деятельности Института развития интернета Арсений Щельцин.
— Сейчас сервисы приносят этой компании малую долю дохода, но уверен, есть возможность изменить ситуацию, — продолжил Арсений Щельцин. — На отечественном рынке уже есть примеры: "1С", издавна производитель "коробочных" решений, заявил что прибыль от его сервисов превысила прибыль от продажи программного обеспечения.
Основатель онлайн-сервиса по поиску поставщиков и заказчиков Factoryfinder Алексей Соломатин признал: если новый портал будет открыт для сторонних покупателей, он станет прямым конкурентом его проекта.
— Сейчас конкуренция в нашей сфере не очень высока. Нишевых торговых площадок, например, по металлопрокату, куда больше, чем сервисов-интеграторов, — добавил Алексей Соломатин.
Рыночная ниша для порталов закупок будет становиться все менее привлекательной, считает Иван Бегтин.
— Государство уже регулирует закупки госорганов и госкомпаний, — пояснил эксперт. — Думаю, неизбежно дело дойдет до регулирования закупок частных фирм.
"Я́ндекс" — российская транснациональная компания, владеющая одноименной системой поиска в Сети, почтовым, картографическим сервисом и рядом других систем.