Контрактному производству нужны компоненты
Выручка российских компаний, занимающихся контрактным производством электроники (EMS-компаний) в 2016 г. составила чуть более $20 млн. При этом оборот топ-50 мировых EMS-компаний в прошлом году достиг $274 млрд. Эксперты отмечают, что в 2017 г. объем выполняемых в России заказов вырастет на 28%, а количество произведенных единиц электронных компонентов в текущем году не изменится.
Данные о российском рынке контрактного производства вчера в ходе конференции "Контрактное производство электроники в России" привел генеральный директор Центра современной электроники Иван Покровский (на фото). Тема контрактного производства в РФ стоит остро уже не первый год.
Как отметил Иван Покровский, российские контрактные производители (EMS-компании; Electronics Manufacturing Services) сегодня сгрудились на одном небольшом сегменте рынка, а выйти в другие сегменты, гораздо более массовые и более масштабные по объему заказов, им не удается.
Говоря о прогнозах на 2017 г., Иван Покровский уточнил, что есть объем рынка электронных компонентов, через эти компоненты можно мерить производство электроники, так как конечные изделия состоят из них. "В целом отрасль, как мы планируем, вырастет незначительно - на единицы процентов. А объемы производства контрактов вырастут примерно на 28-30%", - добавил он.
По словам Ивана Покровского, системные интеграторы, разработчики программного обеспечения (ПО) запускают все больше проектов по разработке аппаратных средств. "Эти компании не имеют никакого опыта по организации производства, и именно они становятся заказчиками контрактных производителей", - отметил генеральный директор Центра современной электроники.
Кроме того, продолжил он, в настоящее время контрактное производство специальным образом не регулируется никакими законами, но огромное влияние на него оказывает таможенная пошлина.
Иван Покровский пояснил, что заказчик, выбирая между производством в Китае и России, всегда смотрит, что ему выгоднее: везти готовые изделия из Китая или привезти в Россию электронные компоненты и организовать производство здесь. "Если таможенная пошлина на конечные изделия нулевая, а на компоненты - пусть даже незначительная, но не нулевая, то производство в России не имеет смысла. Если на конечные изделия установлена даже небольшая пошлина в процентах, то уже экономически выгодно становится переносить производство в Россию. Завезти сюда компоненты и организовать производство", - рассказал он корреспонденту ComNews.
В связи с этим Центр современной электроники выступил инициатором создания специального документа, в котором прописаны варианты решения проблемы.
В документе, опубликованном на официальном сайте Центра, среди прочего отмечается, что нецелесообразно дифференцировать ставки таможенных пошлин в пределах одного уровня конструктивной агрегации, так как современная электронная продукция становится все более многофункциональной. Кроме того, целесообразно применять унифицированные ставки таможенных пошлин на все виды электронной аппаратуры, на все виды электронных модулей, на все виды печатных плат, на все виды электронных компонентов.
В разговоре с корреспондентом ComNews Иван Покровский поделился, что в настоящий момент эти предложения находятся на рассмотрении и согласовании в Минпромторге и Минэкономразвития.
Генеральный директор компании Jabil в России Радослав Богуцки рассказал, что у глобальных компаний, занимающихся контрактным производством, ежегодная выручка достигает $10 млрд, в то время как у российских компаний это несколько миллионов долларов. "Оборот топ-50 мировых EMS-компаний в прошлом году достиг $274 млрд. Однако глобальный рост не такой большой. При этом я не уверен, что глобальные компании что-то хотят начинать делать в России", - отметил Радослав Богуцки.
По словам директора по развитию производств GS Group Алексея Мохнаткина, в России нет массового производства электронных компонентов. "А это теоретически не создает базиса к развитию отрасли. Пока этого не будет в нашем понимании, развития электронной промышленности в РФ не будет", - отметил он.
Кроме того, добавил Алексей Мохнаткин, в стране нет необходимых мер поддержки по данному вопросу со стороны государства.
"Ввозные пошлины на готовые изделия и крупные узлы в России составляют 5-10%, точечная поддержка экспортных компаний - до 5% от контракта, а кредиты на модернизацию предприятий составляют до 50% от инвестиций", - озвучил данные Алексей Мохнаткин, отметив протекционистские меры поддержки в Китае, где ввозные пошлины на готовые изделия и крупные узлы составляют 30-80%. По его словам, экономическая и ресурсная неконкурентность российской электроники неизбежна, а системные инвестиции бессмысленны.
Однако руководитель проектов компании "НКАБ-Эрикон" Ульяна Меша напомнила, что задача "контрактников" - вести пропаганду и объяснять конечным заказчикам, почему необходимо работать с комплексным заказом. "Нельзя быть просто "паяльщиком", нужно нести полную, 100%-ную ответственность за тот продукт, с которым вы работаете", - сказала она.