Аудитория e-commerce в РФ продолжает прирастать
Компании PayPal и Data Insight представили результаты исследования российского рынка электронной коммерции и электронных платежей (e-commerce). По данным исследования, рост аудитории пользователей e-commerce в нашей стране продолжается, несмотря на то что количество пользователей Интернета почти не увеличивается. При этом, по данным компаний PayPal и Data Insight, 66% всех владельцев смартфонов в РФ используют приложения для платежей и покупок. Тем не менее большинство российских пользователей считают, что удобней делать покупки в интернет-магазинах через ноутбуки или персональные компьютеры.
Компании PayPal и Data Insight с 6 по 15 февраля 2017 г. провели исследование, которое посвящено эволюции платежного поведения россиян в Интернете. Компаниями было опрошено 4014 респондентов в возрасте от 18 до 64 лет по всей стране.
Согласно исследованию, аудитория e-commerce продолжает расти, несмотря на то что количество пользователей Интернета почти не увеличивается. Так, 12% опрошенных респондентов ответили, что они только в последние 12 месяцев начали совершать покупки в онлайн-магазинах. По данным PayPal и Data Insight, важным драйвером вовлечения новых пользователей в e-commerce являются онлайн-платежи. "Так, 19% респондентов указали, что сначала начали пользоваться онлайн-платежами (для покупки билетов, пополнения счета телефона, оплаты ЖКХ и т.п.), а затем совершили и свою первую покупку в интернет-магазине (обратная последовательность - сначала первая онлайн-покупка, а потом первый платеж - была только у 5% опрошенных)", - говорится в сообщении PayPal.
Кроме того, как заметили в PayPal и Data Insight, аудитория e-commerce продолжает прирастать за счет малых городов, поселков и сел страны. По данным исследования, четверть новых пользователей онлайн-платежей живут в небольших населенных пунктах (менее 30 тыс. жителей), и у половины доход составляет менее 50 тыс. руб. в месяц на семью.
В ближайшие 12 месяцев 17% опрошенных планируют начать выяснять через Интернет, где в продаже есть нужный товар, и выбирать место покупки. 16% - покупать товары по объявлениям частных лиц, заказывать продукцию в российских интернет-магазинах и продавать что-либо. 14% респондентов планируют начать использовать онлайн-платежи для оплаты товаров и услуг.
Согласно исследованию PayPal и Data Insight, доля наличных денег в бюджете интернет-пользователей медленно, но устойчиво сокращается. Так, в среднем, из 10 тыс. руб. на текущие расходы 6360 руб. хранятся в безналичном виде. В 2015 г. эта доля составляла 6180 руб., а в прошлом году - 6250 руб.
"Кроме того, большая часть типовых платежей, совершаемых интернет-пользователями, уже проводятся безналичными способами. Наличные в качестве способа оплаты последнего по времени платежа использовали при погашении кредита только 23% опрошенных, при оплате ЖКХ - 32%, при пополнении счета мобильного телефона - 29%, при покупке билета на поезд или самолет - 15%, при покупке товаров в интернет-магазине - 22%", - говорится в сообщении PayPal.
По данным исследования, 47% респондентов считают, что через 10-15 лет они перестанут пользоваться наличными деньгами. 62% опрошенных думают перестать пользоваться наличными деньгами через 20 лет. 28% респондентов ответили, что никогда не перестанут пользоваться наличкой. 10% опрошенных затруднились ответить.
В PayPal и Data Insight отметили, что 66% всех владельцев смартфонов в РФ используют приложения для платежей и покупок. Тем не менее 64% респондентов считают, что удобней совершать покупки в интернет-магазинах через ноутбук или персональный компьютер. 27% опрошенных чаще делали бы покупки со смартфонов, если бы сайты интернет-магазинов были более удобными для использования с этих гаджетов. 20% опрошенных ответили, что они могли бы больше совершать покупок через смартфоны, если бы мобильные приложения интернет-магазинов были более удобными. По данным исследования, 16% респондентов чаще покупали бы через смартфоны, если бы у всех интернет-магазинов были мобильные приложения.
"В совокупности каждый второй опрошенный (50%) использует, использовал или пробовал использовать Интернет для продажи товаров и услуг. Чаще всего к онлайн-продажам прибегают люди с доходом более 100 тыс. руб. на семью (в этой группе опыт продаж имеют 71%), люди моложе 35 лет (66%) и наиболее образованные - люди с двумя и более высшими образованиями или ученой степенью (62%). И хотя для большинства онлайн-продажи - не основной бизнес, а дополнительный источник доходов или даже хобби, уже 18% продавцов ответили, что продажа товаров и услуг через Интернет - это регулярный источник дохода", - говорится в сообщении PayPal.
По словам главы PayPal в России Владимира Малюгина, данное исследование показывает, что индивидуальное предпринимательство в Сети, рост которого в России по-прежнему у многих вызывает сомнения, продолжает развиваться. "Да, для кого-то продажа в Интернете - разовая задача, будь то не подошедшая одежда, ставшая ненужной электроника или автомобиль. Но для все большего количества людей Интернет становится площадкой для регулярного заработка. Этот тренд наша компания должна поддерживать, и за его укреплением мы будем продолжать внимательно наблюдать", - сказал Владимир Малюгин.
"Новое исследование и в целом весь проект, который мы реализуем на протяжении уже четырех лет, показывают, что аудитория онлайн-платежей и онлайн-покупок продолжает быстро увеличиваться, - отметил партнер компании Data Insight Борис Овчинников. - Этот рост идет не за счет притока новых пользователей Интернета, а за счет того, что люди, подключившиеся к Сети пять-семь лет назад, накопили достаточно опыта и смелости, чтобы попробовать и освоить новые для себя интернет-практики - например, онлайн-платежи. Именно этот фактор накопления сетевого опыта является гарантией того, что рост аудитории онлайн-коммерции будет активно продолжаться в ближайшие несколько лет".
В целом результаты исследования PayPal и Data Insight подтверждают тренды развития рынка, ответил ComNews представитель пресс-службы "Яндекс.Денег" Настя Васильченко. "Рост онлайн-покупок естественно следует из повсеместного распространения Интернета. Привычка пользователей к платежам в Сети и экономии времени дает стимул ретейлерам для создания удобных интернет-витрин. Многие магазины переходят из офлайна в онлайн", - заметила Настя Васильченко.
Председатель совета Ассоциации участников рынка электронных денег и денежных переводов Виктор Достов сказал корреспонденту ComNews, что пользователи Интернета постепенно осваивают электронные платежи - это вполне закономерно. По словам Виктора Достова, если сначала люди используют всемирную Сеть для поиска новостей, расписания электричек и т.д., то со временем начинают осваивать более сложные сервисы - покупку билетов, продажу товаров и прочее.
Виктор Достов думает, что основным драйвером роста e-commerce в РФ сейчас становится постепенное повышение доверия к электронным платежам. "На рынке уже есть выбор разных платежных инструментов - карты, кошельки, терминалы; их осваивает все более широкая аудитория, и это здорово", - отметил Виктор Достов.
"Драйверов можно назвать несколько: это пользовательский "стаж" - чем дольше человек в Интернете, тем более продвинутые практики он использует. Это рост безналичной оплаты. Это Aliexpress, который повышает доверие к интернет-магазинам и безналичной оплате. Это улучшение логистики. Это мобильные приложения, смартфоны, мобильный Интернет. Наконец, это более выгодные цены - люди привыкли экономить", - заметил в беседе с ComNews главный аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Карен Казарян.
По его мнению, сдерживающим фактором развития e-commerce в РФ является избыточное регулирование и непродуманное законодательство, как вводимые изменения 54-ФЗ (облачная фискализация) например. "Безусловно, есть куда развиваться логистике, доставка на следующий день в регионах - это чаще всего фантастика", - считает Карен Казарян.
"Недостаточно развиты сервисы доставки - логистика внутри страны, сроки доставки, цена доставки, уровень сервиса. Рынок еще недостаточно конкурентный, однако уже появляются интересные кейсы на стыке офлайн-ретейла, платежных сервисов и электронной коммерции", - ответил ComNews руководитель направления электронной коммерции Qiwi Станислав Савельев.
Тем не менее в целом в Qiwi также отмечают устойчивый тренд роста количества онлайн-покупателей в России. Однако в компании не наблюдают заметного вытеснения наличных денег. "По данным Центрального банка РФ, по-прежнему значительно больше половины операций по банковским картам - снятие наличных. И их вытеснение идет медленными темпами", - добавил Станислав Савельев.
"Я считаю, что рынок e-commerce в РФ будет продолжать расти, у нас еще огромный потенциал по аудитории. В целом рост будет более-менее равномерным. В качестве основных трендов я бы выделил два. Первый - рост in-app-платежей, то есть платежей прямо внутри мобильного приложения - например, по заказу пиццы, интернет-аукционов, такси и прочее. Второй - более активное вовлечение платежных провайдеров в разрешение споров между продавцами и покупателями. То есть своеобразный арбитраж, для повышения защищенности потребителей. Такая опция уже есть у ряда платежных провайдеров, недавно о подобном пилоте объявили "Яндекс.Деньги", это уже работает у PayPal и некоторых других систем - вероятно, за ними потянутся и остальные, - рассказал Виктор Достов. - Есть и чисто регулятивные стимулы - например, старт пилотного проекта по удаленной идентификации физических лиц. Но его влияние на отрасль пока оценить довольно сложно".
По словам Насти Васильченко, в ближайшее время начнут завоевывать популярность нишевые e-commerce - спорт, медицина, авто, развлечения, оплата за образовательные курсы. Она заметила, что многие бренды, видя перспективу в онлайне, сами развивают экосистемы и запускают продажи в абсолютно новых сегментах. Настя Васильченко добавила, что пользовательские устройства задают тон, а адаптация интернет-магазинов под смартфоны способствует росту платежей с мобильного.
Напомним, что по данным Ассоциации компаний интернет-торговли, за прошлый год объем рынка интернет-торговли в России вырос на 21% по сравнению с 2015 г. и составил 920 млрд руб. АКИТ прогнозирует, что в 2017 г. объем рынка e-commerce составит более 1,1 трлн руб. (см. новость ComNews от 15 марта 2017 г.). "По оценкам РАЭК рост рынка e-commerce в 2017 г. составит порядка 20%", - заключил вчера Карен Казарян.
-
15.03.2017Трансграничный синдром