Трансграничный синдром
По итогам 2016 г. объем рынка интернет-торговли в России вырос на 21% по сравнению с 2015 г. и составил 920 млрд руб. Темпы роста рынка трансграничной торговли в России в прошлом году превысили общую динамику рынка. Объем трансграничной торговли составил 301,8 млрд руб., увеличившись на 37%. Эксперты полагают, что у рынка e-commerce есть еще как минимум пятилетний запас роста. Это связано с тем, что реальные доходы населения полностью на докризисный уровень выйдут только после 2019 г.
Итоги и прогнозы на российском рынке интернет-торговли озвучили вчера представители Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), ссылаясь на результаты своего исследования. АКИТ прогнозирует, что в 2017 г. объем рынка e-commerce составит более 1,1 трлн руб. Вместе с этим продолжит расти и рынок трансграничной торговли. Специалисты ассоциации считают, что в 2017 г. объем трансграничной торговли превысит 400 млрд руб.
"Количество входящих международных отправлений с товарным вложением продолжает расти колоссальными темпами. В 2016 г. их количество увеличилось на 102%. При этом количество заказов на внутреннем рынке выросло лишь на 6% и составило 233 млн отправлений", - рассказали в АКИТ. В следующем году количество входящих отправлений с товарным вложением составит около 400 млн штук.
Положительную динамику на российском рынке e-commerce демонстрирует и ФГУП "Почта России". "Почтовый оператор продолжает увеличивать свою долю в доставке на рынке интернет-торговли. По результатам 2016 г. доля увеличилась на 11 п.п. и составила 62%", - рассказали в пресс-службе "Почты России". В целом в 2016 г. ФГУП обработало 296 млн почтовых отправлений с товарным вложением - совокупно внутренних и зарубежных, что более чем в полтора раза превышает показатель прошлого года - 194 млн штук.
"Почта России" продолжает уверенно наращивать свою долю на рынке доставки отправлений с товарным вложением. Мы не только справляемся с растущим объемом посылок, но и сокращаем сроки доставки", - заявил заместитель генерального директора "Почты России" по посылочному бизнесу и экспресс-доставке Сергей Малышев.
Он напомнил, что в конце прошлого года "Почтой России" были организованы центры выдачи и приема посылок (ЦВПП), специализирующиеся исключительно на отправлениях с товарными вложениями от физических лиц, а также компаний малого и среднего бизнеса (см. новость ComNews от 29 ноября 2016 г.). Сейчас количество центров выдачи и приема посылок, открытых в отделениях "Почты России", достигло 523 в 210 городах страны, в том числе 85 ЦВПП в Москве.
Согласно исследованию АКИТ, популярными товарными категориями, как на локальном рынке, так и на трансграничном, стали электроника и бытовая техника, одежда и обувь. "При этом на локальном рынке доля одежды и обуви составляет 22%, в то время как на трансграничном - 36%. Также популярными категориями являются товары для авто, парфюмерия и косметика, спортивные товары и др.", - говорится в исследовании ассоциации.
Отмечается, что самыми крупными регионами по доле интернет-торговли в 2016 г. стали Москва, Московская область и Петербург. Большой объем рынка интернет-торговли наблюдается также в Красноярском крае, Свердловской, Тюменской, Самарской и Ростовской областях.
Регионами с самым высоким темпом роста трансграничной торговли в 2016 г. по сравнению с 2015 г. стали Республика Северная Осетия - Алания (68,3%), Ивановская область (65,5%), Республика Мордовия (65,4%), Республика Тыва (63,2%) и др. При этом в Москве трансграничная торговля выросла на 36%, а в Петербурге - на 37,7%.
"По-прежнему больше всего товаров в зарубежных интернет-магазинах россияне покупают в Китае. Доля отправлений из этой страны составляет 90%, из Евросоюза - 4%, из США - 2%. При этом в денежном выражении Китай составляет 52%, Евросоюз - 23%, США - 12%. Это говорит о невысоком среднем чеке покупок в Китае", - отмечают в АКИТ. В целом, как добавили в АКИТ, более 64% транзакций в зарубежных магазинах не превышают по стоимости 22 евро. Более 96% не превышают по стоимости 150 евро.
Представители ассоциации отметили, что среди всех магазинов, торгующих в России, наибольшую аудиторию имеет Aliexpress - более 22 млн человек. На втором месте - Ozon.ru с аудиторией около 9 млн человек, далее идут Eldorado.ru, Dns-shop.ru, Mvideo.ru и др.
Говоря об интернет-торговле бытовой техникой и электроникой (БТиЭ), в 2016 г. объем продаваемой продукции вырос на 17% и составил 208 млрд руб.
По прогнозам АКИТ, в 2017 г. объем рынка в этом сегменте составит около 240 млрд руб. "Доля интернет-торговли на рынке БТиЭ составляет 17,9%, что является высоким показателем по международным меркам. Наиболее продаваемыми товарными категориями являются компьютеры и ноутбуки - 28% и телефоны и смартфоны - 22%", - привели статистику в АКИТ. В ассоциации добавили, что в 2016 г. наблюдался тренд ускоренного роста показателей рынка e-commerce в регионах, что говорит о постепенном возвращении потребительской активности.
"Сегодня мы видим одновременно два взаимоисключающих тренда. Первый: все властные структуры заметили, что существует интернет-торговля, и очень озаботились состоянием отрасли. В этом есть благо: интернет-торговле пытаются помочь, ее пытаются регулировать, выводить ее "серую" часть в "белое" поле. Второй тренд заключается в том, что государство ничего не хочет делать для того, чтобы эту самую российскую интернет-торговлю защитить", - поделился президент АКИТ Алексей Федоров.
Он добавил, что до сих пор нет никакого четкого закона, вводящего пошлины и налоги для огромной офшорной дыры в российской таможне, которая называется "трансграничная интернет-торговля". "Сегодня уже сотни миллионов товаров беспошлинно и безналогово поступают на территорию РФ. К огромному сожалению, не хватает небольшого, но стратегического усилия, которое сдвинуло бы ситуацию с мертвой точки. При этом мы видим, что кроссбордер занимает в России долю уже больше 40%. Пройдет еще два года, и от российской интернет-торговли не останется вообще ничего, мы будем продавать исключительно китайские товары, а для Китая Россия станет рынком для беспошлинной торговли на нашей территории", - отметил Алексей Федоров.
Представители онлайн-магазина Ozon.ru поделились, что в 2016 г. у магазина был реализован первый опыт в регионах. "Мы открыли два региональных склада в Екатеринбурге и Казани. Что позволило обеспечить доставку на следующий день для городов этих регионов. В то же время это был год вызовов, мы испытывали давление с точки зрения цен и промо", - добавил генеральный директор Ozon.ru Дэнни Перекальски.
По мнению начальника управления операций на российском фондовом рынке ИК "Фридом Финанс" Георгия Ващенко, прогноз роста АКИТ в более чем 1 трлн руб. оправдается. "Препятствием, помимо роста налогов, в 2017 г. станут низкая покупательская активность: более половины товаров приходится на нижний ценовой сегмент. Ослабление рубля на 10% привело бы к сокращению спроса на 10-15% и резкому замедлению роста импорта", - считает аналитик.
"Полагаю, что еще как минимум пятилетний запас роста у рынка e-commerce есть. И это связано с тем, что реальные доходы населения полностью на докризисный уровень выйдут только после 2019 г.", - поделилась заместитель директора аналитического департамента компании "Альпари" Наталья Мильчакова, добавив, что до 2022 г. у рынка интернет-торговли в РФ будут сохраняться двузначные темпы роста.
Говоря о перспективах развития рынка e-commerce в России, она отметила, что в целом они неплохие. "Помешать росту может только низкий платежеспособный спрос", - уточнила аналитик. "Однако у россиян есть определенные традиции делать покупки в офлайновых торговых центрах, а местные власти во многих городах лоббируют строительство коммерческой недвижимости, поэтому у электронной коммерции есть конкурент. Но все равно эта традиция сильно не сможет помешать развитию рынка электронной коммерции, так как это объективный процесс", - заключила Наталья Мильчакова.