Юлия Тишина
13.03.2017

Из-за вступившего в силу с начала января закона о коллекторах мобильные операторы потеряли возможность сообщать своим абонентам о размере их задолженности.

Раньше такие СМС позволяли клиентам не уходить в большой минус, например, в роуминге, говорят в компаниях. Теперь долги абонентов могут начать расти, что, как ожидается, приведет к кратному росту судебных взысканий. Для того чтобы избежать этого, участники рынка предлагают исключить их из закона.

Комиссия Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) по связи и информационно-коммуникационным технологиям предлагает внести изменения в закон о коллекторах, который лишает операторов связи возможности указывать размер и структуру задолженности в текстовых и голосовых сообщениях, отправляемых абонентам-должникам, сообщил "Ъ" источник в комиссии и подтвердил представитель одного из операторов "большой четверки". Согласно предложениям (копия есть у "Ъ") действие закона не будет распространяться на случаи, когда задолженность возникла перед оператором связи. Исключения составляют случаи обращения оператора к кредитным организациям или профессиональным коллекторам. Предложения сегодня будут обсуждаться на заседании комиссии РСПП, к участию в котором приглашены представители Госдумы, Совета федерации, Минкомсвязи, Минюста и Роскомнадзора.

Закон о коллекторах вступил в силу 1 января 2017 года. Поводом стали громкие случаи злоупотреблений при взыскании коллекторами задолженности по договорам потребительского кредита. Однако на рынке сотовой связи новые ограничения делают СМС и автообзвон неинформативными для абонентов и неэффективными для операторов связи, считают в РСПП.

Сейчас эти способы позволяют операторам вернуть 30-80% от общей суммы задолженности, говорят в МТС. Кроме того, подобное информирование не позволяет абоненту "уйти в минус", особенно в роуминге, и снимает нагрузку с контактных центров оператора, отмечает представитель МТС Дмитрий Солодовников. Инициативу комиссии также поддерживают в "Вымпелкоме" и "Ростелекоме". "Если не будет возможности напомнить сумму и причину возникновения, это может привести к росту объема необоснованной просроченной задолженности",— согласны в "Ростелекоме". Представители "МегаФона" и Tele2 отказались от комментариев.

По словам партнера AC&M Consulting Антона Погребинского, чаще всего долги возникают у абонентов в роуминге или когда оплата происходит постфактум. "В минус могут попасть не только абоненты, которые пользуются постоплатной системой, у большинства операторов есть возможность получить кредитный лимит, в некоторых случаях он может составлять значительные суммы — до 14 тыс. руб.",— уточняет гендиректор TelecomDaily Денис Кусков. Например, большинство услуг "Ростелекома" оказывается по кредитной системе оплаты, а услуги телефонии — только по такой схеме, рассказали в компании. "Вымпелком" предлагает как предоплатные, так и постоплатные тарифы. А в Tele2 отметили, что у оператора нет тарифов с постоплатой.

По оценке Дениса Кускова, долговая задолженность абонентов каждого оператора может составлять сотни миллионов рублей ежегодно. В самих компаниях сумму задолженностей не раскрывают. "Из нашего опыта средняя сумма долга около 1 тыс. руб.",— говорит гендиректор коллекторского агентства "ЦЗ Инвест" Владислав Лысенко. Сейчас невысокие суммы долгов являются ограничением для судебного взыскания, поскольку это "недешевый процесс". С другой стороны, закон о коллекторах ставит много препятствий к общению с должниками и подталкивает кредиторов быстрее передавать дела в суд, считает господин Лысенко. "По долгам телекома объемы судебного взыскания могут вырасти в этом году в два-три раза",— уверен он.

Иного мнения придерживается директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Борис Воронин. "Закон призван защитить граждан от слишком назойливых контактов и распространения значимой для них финансовой информации, исключений тут быть не должно",— категоричен он. Операторы связи могут воспользоваться уже имеющимися механизмами влияния на должников — например, они имеют право передавать данные о задолженностях в бюро кредитных историй, считает господин Воронин. Исполнительный директор Heads Consulting Никита Куликов предлагает операторам использовать в качестве главного рычага воздействия на должников приостановку услуг и взыскание задолженности через суд.