С YouTube снимают риски
Профильный комитет Госдумы не рекомендует в этом году рассматривать законопроект об ограничении иностранного участия в операторах аудиовизуальных сервисов долей в 20%. Поправки не распространяются на YouTube, настаивают Минкомсвязь, Роскомнадзор и разработчик инициативы Медиакоммуникационный союз. При этом не исключено, что под действие законопроекта попадают iTunes и Google Play.
Комитет по информполитике предложил совету Госдумы включить законопроект об онлайн-кинотеатрах в примерную программу работы Думы в весеннюю сессию, начинающуюся в январе 2017 года, следует из решения комитета. До 6 января комитет ожидает заключений на этот законопроект от правительства, администрации президента, Общественной и Счетной палат. Соисполнителями в работе над поправками назначены комитеты по госстроительству и законодательству, по вопросам семьи, женщин и детей и по культуре.
Законопроект, внесенный в Госдуму 25 ноября депутатами Андреем Луговым и Шамсаилом Саралиевым, ограничивает к 1 июня 2017 года иностранное участие в компаниях — организаторах аудиовизуальных сервисов с профессиональным контентом долей в 20%. Это требование не распространяется на те ресурсы, которые предоставляют доступ "преимущественно к аудиовизуальной продукции, размещаемой пользователями". Определять преимущественное содержание аудиовизуальной продукции будет Роскомнадзор. Решение о допущении иностранных инвестиций "может принять правительственная комиссия по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в РФ".
Формулировки в законопроекте таковы, что под понятие "организатор аудиовизуального сервиса" может попадать YouTube, где пользователи размещают контент собственного производства; неясно, как его отличить от профессионального, считают несколько источников "Ъ", знакомых с ходом разработки документа. На YouTube действие законопроекта не распространяется, настаивает президент Медиакоммуникационного союза (МКС) Павел Степанов. "А методику по разделению контента по его типам Роскомнадзор разработает сразу, когда законопроект будет принят и начнется некий разбег по времени к моменту вступления закона в силу,— продолжает господин Степанов.— Если вы посмотрите на работу службы в последние годы, так всегда и происходило".
Отвечая на претензии участников рынка, что документ якобы ограничивает конкуренцию, нацелен на получение выгоды отдельными участниками рынка, выталкивает пользователей в "серую зону", связанную с "бесконтрольным распространением TOR и VPN", господин Степанов уверяет, что это "ни на чем не основанные опасения", а предлагаемые поправки "не касаются работы протоколов и маршрутизаторов, регулируют работу рынка в целом, а не отдельных его участников". Он также утверждает, что в МКС есть протокол заседания правового комитета, "где нет ни одного голоса против законопроекта". По информации "Ъ", входящие в МКС "Вымпелком" и МТС настаивали на том, чтобы в обсуждении поправок участвовали онлайн-кинотеатры, на которые они распространяются.
"Основные разногласия по документу внутри МКС были сняты",— утверждает Павел Степанов. При этом он считает, что законопроект в текущей редакции распространяется на онлайн-магазины контента iTunes и Google Play. Они должны будут просить у правительственной комиссии по иностранным инвестициям разрешения на работу в России. "Впрочем, документ только внесен в Госдуму, работа над ним будет продолжена и в него могут быть внесены уточнения",— добавляет он.
Законопроект в текущем в виде "концептуально не отличается" от версии, рассмотренной ранее рабочей группой "Связь и IT" Экспертного совета при правительстве с участием представителей телекоммуникационных компаний, "Яндекса", РАЭК, онлайн-кинотеатров, подчеркивает куратор рабочей группы Ирина Левова. "Риски для индустрии остались ровно те же, а цель и смысл предлагаемого регулирования непрозрачны",— сказала она. Некоторые пункты поправок фактически требуют премодерации от видеохостингов или поисковых сервисов, говорит директор Института исследований интернета Карен Казарян. Как уже показала практика с новостными агрегаторами, это вряд ли возможно, добавил он.