Владимир Зыков
09.11.2016

У сайтов, работающих с российскими гражданами, должно появиться стандартизированное пользовательское соглашение. Оно разрабатывается для защиты людей, которые обычно не читают документ перед его подписанием.

Планы описаны в проекте "дорожной карты", подготовленной подгруппой "Интернет+суверенитет", действующей при помощнике президента РФ Игоре Щеголеве.

О планах разработки единого стандарта для написания пользовательских соглашений "Известиям" рассказал сам Игорь Щеголев.

— Стандартные варианты написания пользовательских соглашений необходимы, — пояснил "Известиям" Игорь Щеголев. — Я считаю, что надо работать над тем, чтобы подход [по созданию пользовательских соглашений] унифицировать и пользователям каждый раз не приходилось его вычитывать. Нужно исходить из того, что оно будет налагать не только какие-либо обязанности на пользователя, как сейчас, но и определенные права, в том числе по управлению своей персональной информацией.

Глава компании InfoWatch Наталья Касперская рассказала, что чаще всего в пользовательском соглашении прописывают, что данные могут быть переданы третьим лицам.

— Любое приложение вы себе ставите и соглашаетесь с пользовательским соглашением. Там написано, что компания может продать ваши данные по своему усмотрению. Дальше продает всему рынку, — сетует Наталья Касперская. — Для защиты данных пользователей от подобных вещей предполагается сделать пользовательское соглашение, которое бы исключало подобные истории.

По ее мнению, унифицированное соглашение должно описать, что компаниям делать можно, а что нельзя.

— Это должна быть общая рекомендация. Формулировки к пользовательскому соглашению производитель будет выбирать по своему вкусу, и вряд ли стоит настаивать на обратном, — отметила Наталья Касперская.

Глава Регионального общественного центра интернет-технологий (РОЦИТ, защищает интересы пользователей) Сергей Гребенников отметил, что, согласно исследованию цифровой грамотности населения, пользователи чаще всего не читают пользовательское соглашение.

— Из-за этого пользователи интернет-сервисом часто оказываются в сложной ситуации. Как писали ранее "Известия", из-за того, что пользователи платного сайта знакомств eDarling не прочитали пользовательское соглашение, они остались должны этому сервису. В пользовательском соглашении было сказано, что отказ от платного аккаунта является действительным только в том случае, если он четко изъявлен в письменной форме. При этом письменное заявление о расторжении договора должно быть направлено на специальную электронную почту. Если клиент не писал заявление об отказе от платного аккаунта, eDarling пытался снять деньги с пластиковой карты за очередной срок подписки. А если денег на счету не оказывалось, требовать долги вместе с неустойкой приходили коллекторы.

Унификация договора должна будет защитить пользователей в том числе и от подобных случаев.

— По сути, унификация — это неплохо, так как пользователь должен понимать, под чем он подписывается, — считает Сергей Гребенников. — И в случае если будет единый документ — будет проще. Но очень важно, чтобы для всех игроков были одинаковые правила.