Екатерина Брызгалова
Ксения Болецкая
20.10.2016

Компании TNS (в скором времени сменит название на MediaScope), Romir и GS Group (партнер "Триколор ТВ") подали заявки на участие в конкурсе Роскомнадзора по выбору единого телеизмерителя в России, рассказали "Ведомостям" представители этих компаний. Также заявку подала компания MediaHills, следует из данных Роскомнадзора.

С сентября 2017 г. право измерять аудиторию российских каналов будет только у компании, которая получила на это полномочия от Роскомнадзора, следует из недавних поправок к закону о СМИ. Измеритель должен быть российской компанией с долей иностранного владения не более 20%. 19 октября Роскомнадзор закончит прием заявок претендентов, 31 октября завершится их экспертиза, говорил после проведения первой комиссии по единым телеизмерениям руководитель службы Александр Жаров. На комиссии было решено, что измерять аудиторию в России сможет только одна компания.

TNS – самый крупный телеизмеритель в России. Его счетчики аудитории, так называемые пиплметры, установлены в 5400 домохозяйствах в городах с населением более 100 000 человек. Рейтинги TNS – это общепризнанная валюта рынка, именно они используются при продаже рекламы на каналах. Хотя не все телекомпании были довольны измерениями этой компании – "Первый канал" считает методику TNS устаревшей и давно не пользуется ее услугами. Правда, селлер канала – Vi – продает рекламу именно на основании данных TNS.

GS Group называет себя технологическим партнером крупнейшего российского оператора спутникового телевидения "Триколор ТВ". Источники "Ведомостей" говорили, что у этих компаний общий совладелец – Андрей Ткаченко. Компания использует для измерения ТВ-приставки собственного производства с возможностью пиплметрии, которые установлены по всей зоне покрытия оператора "Триколор ТВ" в России. Измерительная панель компании составляет 4000 абонентов, также компания проводит исследования на 30 000 респондентов, говорится в сообщении GS Group.

MediaHills занимается измерениями ТВ-аудитории и ТВ-рекламы, указано на ее сайте. Про данным "СПАРК-Интерфакса", владеет этой компанией Андрей Бояринов, который ранее работал директором по маркетингу "Акадо". Представитель "Акадо" и Бояринов сообщили "Ведомостям", что MediaHills и "Акадо" никак не связаны.

Компания не пользуется пиплметрами. Для изучения ТВ-аудитории компания использует данные приставок для IPTV, для чего заключила договоры с 200 операторами по всей стране. Приставка в автоматическом режиме отправляет информацию о просмотренных каналах на сервер, где данные анализируются и после сопоставления с программой передач составляются отчеты. Сейчас базовая панель MediaHills состоит из 7000 домохозяйств, это позволяет получать данные о том, как смотрят телеканалы в 100 000 домохозяйств в 110 городах России, утверждает Бояринов. Заявку MediaHills подала в консорциуме с ООО "Информационные системы" ("Инсис") из Омской области, уточнил Бояринов. "Инсис" больше четырех лет проводит исследования ТВ-аудитории по частным заказам, говорит Бояринов.

"Ромир" – один из первых частных исследовательских холдингов в России. Сейчас компания является эксклюзивным представителем Gallup International / WIN в России и странах СНГ. Компания специализируется на маркетинговых, медиа- и социально-экономических исследованиях.

Панель для измерения телевизионной аудитории у "Ромира" была первая в России и существовала с 1995 по 2001 г., утверждает представитель компании. Новая технология измерения аудитории в разных средах работает с 2015 г., рассказал "Ведомостям" президент компании Андрей Милехин. За последние 10 лет в России должно было состояться несколько конкурсов по выбору единого телеизмерителя, но по разным причинам они были отменены, напомнил Милехин. Для измерения телеаудитории "Ромир" использует запись звуковых рядов с помощью программы, установленной на гаджеты пользователей. "Мы используем данную систему для измерения предпочтения покупателей, которые сканируют приобретаемые в различных торговых каналах продукты. Измеряя аудиторию телеканалов, мы можем предоставлять рекламодателям отчеты о том, какие каналы смотрят покупатели тех или иных товаров и услуг", – говорит Милехин.

Впрочем, он сомневается в том, что "Ромиру" дадут выиграть на конкурсе. "Одно из ключевых условий конкурса – это наличие установленных измерительных приборов в домохозяйствах. Но мы собираемся измерять аудиторию с помощью софта и не видим необходимости закупать подержанные пиплметры и методологически деградировать. У нас был выбор не подавать заявку на конкурс, но мы все же решили напомнить индустрии про современную технологию, которая, к слову, стоит на порядок дешевле аппаратного измерения", – сказал Милехин.

Фактически процедура отбора телеизмерителя – чистая формальность, так как победитель был понятен заранее, говорил "Ведомостям" человек, знакомый с членами комиссии по телеизмерениям. После того как TNS перешла под контроль государства, смысла в процедуре отбора нет, поскольку и альтернативы для выбора измерителя тоже нет, так как очевидно, что это будет TNS, говорил он.