Клиенты Сбербанка вкусили Apple Pay
Сервис бесконтактных платежей Apple Pay за первые дни своей работы в России получил 125 тыс. пользователей--клиентов Сбербанка, с которым у разработчика сервиса — корпорации Apple — пока действует эксклюзивное соглашение. Неожиданно быстрый рост количества пользователей несет риск для банков, аудиторию которых Apple Pay каннибализирует, считают эксперты.
По состоянию на 13 октября более 125 тыс. карт клиентов Сбербанка было прикреплено к Apple Pay, а объем трансакций составил более 120 млн руб., сообщил "Ъ" источник, знакомый с ситуацией. "При этом в первый день удалось подключить 20 тыс. человек — это рекорд первого дня запуска Apple Pay по миру",— подчеркнул он. Количество пользователей смартфонов на базе iOS, являющихся клиентами MasterCard,— около миллиона человек, добавил собеседник "Ъ". В Сбербанке не стали комментировать эти данные, представитель Apple не ответила на запрос "Ъ".
Apple Pay позволяет использовать смартфоны для оплаты покупок в магазинах, кафе и других заведениях, снимая средства с привязанной банковской карты. В России сервис доступен с 4 октября, эксклюзивным партнером Apple стал Сбербанк: в течение месяца только его клиенты смогут воспользоваться Apple Pay. С ноября в число партнеров войдут такие банки, как ВТБ, Альфа-банк, "Открытие", Тинькофф-банк, Райффайзенбанк, рассказывали "Ъ" ранее источники на финансовом рынке. Воспользоваться сервисом могут обладатели iPhone SE, iPhone 6 и более новых моделей, а также Apple Watch, у которых есть карта Сбербанка MasterCard. Ожидается, что запуск Apple Pay на картах Visa состоится в декабре.
Результаты первых дней работы Apple Pay показывают, что покупатели готовы заменить пластиковую карту мобильным телефоном, чего не ожидали скептики из банковского сообщества, говорит гендиректор Ubank Феликс Хачатрян. Топ-менеджер крупного банка называет 125 тыс. установок "хорошим и пугающим" результатом. "Apple Pay в долгосрочной перспективе — серьезный конкурент банкам. С учетом того что 125 тыс. установок из потенциального миллиона совершены за первые недели, можно сделать вывод, что это уже происходит: люди выбирают Apple Pay как более эффективный способ оплаты, чем оплата картой. Значит, доверие к сервису достаточно высокое",— говорит собеседник "Ъ". По его словам, Apple Pay оказывает большой прессинг на традиционных участников рынка — международные платежные системы (МПС) и банки. "Для них это опасная ситуация, ведь получается, что банки сами ведут за руку своих клиентов в Apple. Это обидно, потому что банки и МПС сделали всю работу, инвестировали в инфраструктуру, но опоздали с точки зрения развития собственных мобильных платежных инструментов, не уделив их развитию необходимого внимания",— рассуждает источник "Ъ".
Для недели работы сервиса 125 тыс. карт — это много, особенно с учетом аудитории пользователей трех моделей смартфонов и их пересечения с держателями карт MasterCard Сбербанка, согласен гендиректор CardsMobile Кирилл Горыня. "Впрочем, объем трансакций в указанном размере на такое количество пользователей — весьма умеренный показатель,— продолжает он.— Это говорит о том, что пользователи редко используют оплату телефоном и преимущественно оплачивают смартфоном лишь небольшие покупки. В целом такая трансакционная активность является обычной для платежей смартфоном".
По оценкам АС&M Consulting, в 2015 году оборот мобильной коммерции вырос на 37% и превысил 70 млрд руб., а по итогам текущего года ожидается на уровне более 100 млрд руб. Мобильные финансовые услуги используют более 11 млн абонентов, менее 5% от общего количества. Мировой рынок мобильных финансовых сервисов в прошлом году достиг $134 млрд, а средний размер трансакции — $39. Пользователи все чаще платят с мобильного, рассказывала ранее "Ъ" заместитель коммерческого директора "Яндекс.Денег" Анна Кузьмина. В 2015 году число онлайн-заказов, оплаченных в "Яндекс.Кассе" со смартфона, выросло на 30%, а число магазинов, где пользователи платят с телефонов,— на 60%, говорила она.