Анастасия Голицына
30.08.2016

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) пока не получила от Google уведомления об исполнении предписания устранить нарушение антимонопольного законодательства, сообщила "Ведомостям" начальник управления контроля транспорта и связи ФАС Елена Заева. По ее словам, срок истек, но у Google есть 10 календарных дней, чтобы сообщить об исполнении решения.

Если этого не произойдет, то ФАС – по Кодексу об административных правонарушениях – будет обязана начать административное расследование. И если выяснится, что Google не исполнил предписание, компания будет оштрафована на 300 000–500 000 руб.

В конце 2015 г. ФАС решила, что Google – не российское ООО "Гугл", а глобальная Google Inc. и ее европейская "дочка" Google Ireland – злоупотребляет монопольным положением на рынке мобильных приложений для устройств под управлением операционной системы Android, и обязала Google устранить нарушение. Google оспорил решение ФАС в суде и проиграл в первой и второй инстанции.

На Google пожаловался "Яндекс" – компания написала в ФАС, что Google вынуждает производителей мобильных устройств под Android не предустанавливать приложения конкурентов, в том числе "Яндекса". По данным "Яндекса", три компании – Fly, Explay и Prestigio – отказались предустановить его сервисы из-за запрета Google.

Арбитражный суд Москвы подтвердил, что в части договоров Google с производителями был такой запрет, и ФАС оштрафовала Google на 438 млн руб., или $6,7 млн. Информация об уплате штрафа не поступала, говорит Заева.

Гендиректор "Яндекса" Александр Шульгин сообщил, что антимонопольное расследование дает плоды (цитата по RNS): "Я бы не сказал, что [барьеры, которые Google ставил перед приложениями "Яндекса"] сняты. По большей части они еще остаются. Но им придется исполнить предписание ФАС, и я думаю, барьеры будут сняты. Мы уже видим интерес партнеров к распространению наших приложений". "Яндекс" сообщал, что уже ведет переговоры с производителями о предустановке сервисов, но партнеров не называл.

А недавно Шульгин заявил FT, что "Яндекс" до конца года проведет роуд-шоу для производителей телефонов под управлением Android: "Яндекс" ожидает, что его доля в поисковых запросах жителей России с телефонов под управлением Android значительно превысит 50%. Когда "Яндекс" подавал жалобу в ФАС, доля была около 40%.

Один из производителей смартфонов уже подтвердил "Ведомостям", что Google меняет условия. А по словам директора по продажам Fly Раджива Тхакура, договоры с производителями Google стал менять около полугода назад. Теперь, по словам Тхакура, производители могут устанавливать сервисы любых конкурентов Google – и даже на первый экран смартфона или планшета.

Конкуренты также с нетерпением ждут, чтобы Google исполнил еще одно предписание ФАС и исключил из соглашений с производителями привязку магазина Google Play к установке других сервисов – прежде всего поиска, говорит сотрудник крупной интернет-компании.

Google всегда утверждал, что не ограничивает производителей в установке сервисов. Но старший юрист Google Теро Луко объяснял, что компания заключает два типа соглашений. Первое – о лицензировании пакета приложений Google (GMS), второе – о разделении доходов. GMS может получить любой производитель мобильных устройств, соглашение по нему никак не ограничивает установку сервисов других компаний, говорил Луко. А в договоре о разделении доходов записаны дополнительные обязанности продвигать сервисы Google (см. врез).

Представители ФАС не раз заявляли, что готовы к мировому соглашению с Google. Его условий ФАС не раскрывала. Google может сделать это на любом этапе судебного разбирательства, но пока подвижек нет, говорит человек, близкий к одной из сторон переговоров.

Скорее всего, Google не заключает мировое соглашение с ФАС, т. к. не хочет признать вины: если компания согласится хотя бы с одним пунктом предписания ФАС, то создаст мировой прецедент, считает руководитель антимонопольной практики Sameta Андрей Астанин. Аналогичные расследования идут в Европе и Южной Корее. Кроме того, продолжает он, антимонопольное законодательство разрешает взыскивать убытки и если "Яндекс" обратится в суд, то признание вины Google будет однозначным аргументом для суда в пользу российской компании. Пока вина не признана, у Google есть пространство для маневра, уверен Астанин: есть не только антимонопольное, но и административное дело – о штрафе, можно поиграть на процессуальных моментах и оспорить сумму. Представитель Google отказался от комментариев.