Виктор Савицкий
© ComNews
29.04.2016

Акции компании "Яндекс" выросли вчера на 7% на фоне представленных компанией финансовых итогов за I квартал 2016 г. Эксперты сходятся во мнении, что у "Яндекса" сильная отчетность, и она лучше ожиданий рынка. Причинами хороших результатов компании, по мнению аналитиков, являются восстановление рынка медиа рекламы и укрепление рубля, которое позитивно отражается на рентабельности "Яндекса". Кроме того, изменение формата раскрытия отчетности "Яндекса", по мнению экспертов, предоставило рынку большую прозрачность.

Консолидированная выручка компании "Яндекс" по итогам I кв. 2016 г.  выросла по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. на 34% до 16,5 млрд руб. ($243,7 млн). Скорректированный показатель EBITDA (Adjusted EBITDA) составил 5,8 млрд руб. ($85,3 млн), увеличившись на 62% по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.

Скорректированная чистая прибыль увеличилась на 41%, до 3,2 млрд руб. При этом чистая прибыль уменьшилась по сравнению с I кв. 2015 г. на 50% составив 1,1 млрд руб. Показатель операционной прибыли "Яндекса" по итогам I кв. 2016 г. составил 2,4 млрд руб., что на 64% больше, чем в аналогичный период прошлого года. Объем денежных средств, депозитов и вложений в долговые ценные бумаги на 31 марта 2016 года составил 60,5 млрд руб. ($895,1 млн). Кроме, того компания повысила прогноз роста выручки на этот год с 12-18% до 15-19%.

"Яндекс" уверенно стартовал в 2016 году, и мы начинаем видеть некоторые признаки стабилизации общеэкономической ситуации", - сообщил руководитель группы компаний "Яндекс" Аркадий Волож.

Основным источником дохода компании является выручка от продажи интернет-рекламы, которая по итогам I кв. 2016 г.  выросла на 31% год к году, достигнув 15,8 млрд руб. Она составляет 96% в структуре общей выручки компании. При этом "Яндекс", как говорится в отчете, с I кв. 2016 г. больше не выделяет в отдельные категории доходы от медийной и контекстной рекламы, поскольку различия между этими форматами интернет-рекламы становятся все менее значимыми.

Выручка от продажи рекламы на сайтах "Яндекса" по итогам I кв. 2016 г. составила 11,4 млрд руб., увеличившись на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2015 г. и составила 69% от общей выручки компании в I кв. 2016 г.

Выручка от продажи рекламы на сайтах Рекламной сети "Яндекса" выросла на 43% до 4,4 млрд руб. В структуре общей выручки компании в I кв. 2016 г. она составила 27%, что на два процентных пункта выше, чем в I кв. прошлого года.

Рост прочих доходов в I кв. 2016 г. по сравнению с аналогичным показателем 2015 г. составил 132% (до 641 млн руб.) и был связан в основном с ростом доходов сервиса "Яндекс.Такси" (445 млн руб. в I кв. 2016 г.). Этот сегмент вырос на 176%, став самым быстрорастущим направлением.

Количество платных кликов (paid clicks) на сайтах "Яндекса" и на сайтах Рекламной сети "Яндекса" выросло в совокупности на 18%. Средняя цена за клик (cost per click) выросла на 12% по сравнению с I кв. 2015 г.

"Мы продолжаем активно инвестировать средства в наши бизнес-направления: сервисы объявлений, "Яндекс.Такси" и "Яндекс.Маркет" — с целью ускорить их рост в 2016 году", - рассказал генеральный директор "Яндекса" в РФ Александр Шульгин. По его словам, чтобы сделать информацию о деятельности этих подразделений еще более прозрачной для инвесторов, компания будет публиковать ее в своих отчетах.

"Большинство финансовых и операционных показателей значительно превзошли рыночные ожидания. На этом фоне котировки на Московской бирже сегодня в моменте прибавляли почти 7%, немного скорректировавшись во второй половине дня", - рассказал вчера ComNews финансовый аналитик группы компаний "Финам" Тимур Нигматуллин.

По его словам, ключевым драйвером роста финансовых показателей "Яндекса" выступило улучшение рыночной и общеэкономической конъюнктуры в России, где поисковик получает немногим менее 92% совокупной выручки.

"Оживление отечественного рекламного рынка, в том числе на фоне укрепления рубля к основным мировым валютам, позволило "Яндексу" показать рост стоимости одного клика на 12% при этом рост количества кликов составил 18%. Нельзя не отметить рост доли компании на российском рынке на фоне значительных инвестиций в развитие сервисов, M&A-сделки и высоких по рыночным меркам расходов на персонал", - сообщил Тимур Нигматуллин.

"По данным LiveInternet, доля компании на российском поисковом рынке, включая поиск на мобильных устройствах, в I квартале продолжила расти, прибавив 0,3 процентных пункта квартал к кварталу. Нельзя не отметить влияние на динамику финансовых и операционных показателей компании эффекта "низкой базы" на фоне слабых показателей за I квартал прошлого года", - добавил он.

Он считает, что в будущем "Яндекс" будет все больше фокусироваться на нерекламных направлениях бизнеса, чтобы диверсифицировать источники выручки на фоне усиления конкуренции с Google.

Ведущий аналитик телекоммуникации и медиа АО "Газпромбанк" Сергей Васин также считает, что компания "Яндекс" показала очень хорошие результаты как в части роста выручки, так и роста операционной рентабельности.

"Главными причинами является восстановление рынка медиа рекламы и укрепление рубля, которое позитивно отражается на рентабельности компании. Позитивно то, что "Яндексу" удается отвоевывать долю на поисковом рынке в России. Хорошо себя показывает сервис "Яндекс.Такси", однако его объем пока очень мал в масштабах бизнеса компании. 98% выручки компании приходится на интернет-рекламу", - рассказал ComNews Сергей Васин.

По его словам, рынок отреагировал на результаты активным ростом – на 5% выросли акции компании после анонса, а затем зафиксировались на отметке 7%.

"Отчетность однозначно сильная, лучше ожиданий рынка. Сильные результаты также привели к повышению годового прогноза по росту выручки, который все равно выглядит достаточно консервативным. Биржи отреагировали позитивно: на данный момент акции растут более чем на 7%", - сообщил ComNews аналитик "Райффайзенбанка" Сергей Либин.

Он считает, что изменение формата раскрытия отчетности (напомним, "Яндекс" перестал разделять интернет-рекламу на контекстную и медийную), предоставит рынку большую прозрачность.

"Также интересным выглядит снижение прогноза по рентабельности, несмотря на ожидаемое ускорение роста выручки в 2016 г. и высокую рентабельность в I квартале, что свидетельствует о желании инвестировать в неключевые направления как можно больше. Вероятно, это и можно назвать частью текущей стратегии "Яндекса" - уделять максимальное внимание диверсификации бизнеса", - отметил Сергей Либин.