Абонентов, встречавших Новый год за границей, убавилось на 16–20%
В новогодние праздники – в период с 15 декабря 2015 г. по 15 января 2016 г. – количество пользователей международного роуминга у МТС сократилось на 20% по сравнению с тем же периодом годом ранее, говорится в сообщении оператора.
У "Вымпелкома" число абонентов, воспользовавшихся международным роумингом в новогодний период, сократилось за год на 16%, сообщила представитель оператора Анна Айбашева. У "Мегафона" за рубеж на праздники отправилось на 19% меньше клиентов, чем в прошлый новогодний период, говорит его представитель Юлия Дорохина.
Число абонентов, пользующихся зарубежным роумингом в новогодние праздники, сокращается второй год подряд – в начале 2015 г., по данным операторов "большой тройки", количество роуминговых клиентов упало на 15–25% год к году.
Как и год назад, операторы объясняют это падение общим снижением выездного туристического потока. Часть российских туристов, не поехавших за границу, предпочли отдыхать в России, так что количество клиентов во внутрисетевом роуминге у "Вымпелкома" и "Мегафона" выросло на 8 и 10% соответственно.
Несмотря на это, трафик передачи данных в международном роуминге у МТС и "Вымпелкома" вырос на 35 и 32% соответственно. А у "Т2 РТК холдинга" (бренд Tele2) мобильный интернет-трафик за границей увеличился на 150%, сообщал оператор. Представитель "Мегафона" также отмечает рост передачи данных на абонента в новогодние праздники в роуминге.
При этом абоненты, встречавшие Новый год за границей, в целом предпочитали меньше звонить. Так, абоненты МТС сократили свои звонки за границей на 29%, у "Вымпелкома" голосовой трафик упал на 23%, следует из сообщений операторов. У абонентов "Т2 РТК холдинга" количество звонков в международном роуминге осталось на уровне прошлого года.
Ситуация в роуминге отражает общую тенденцию перетока доходов от голосовой связи в мобильный интернет, считают эксперты. Ранее операторы активно подключали для абонентов, выезжающих за рубеж, дополнительные опции и снижали стоимость потребления трафика до приемлемого уровня, напоминает аналитик Mobile Research Group Сергей Потресов. Цены перестали быть заградительными и услуга стала востребованной – именно этим объясняется рост трафика данных, считает он. Как долго операторы смогут поддерживать такие цены в условиях выросшего курса, зависит от их договоренностей с местными игроками – от того, по какой стоимости сами операторы покупают трафик у своих партнеров, говорит он.
Несмотря на то что из-за падения рубля себестоимость передачи данных выросла, операторы не ответили на это симметричным повышением тарифов, отмечает гендиректор "ТМТ консалтинга" Константин Анкилов. Стоимость мобильного интернета в 2015 г. существенно не менялась, в то время как привычка абонентов к этой услуге продолжает усиливаться. На рост передачи данных в роуминге повлияли именно эти два фактора, заключает Анкилов.
По оценке Mobile Research Group, международный роуминг приносит операторам около 5% их выручки. Если количество пользователей сократилось на 15–20%, это, безусловно, скажется на выручке операторов, хотя и не драматичным образом, делает вывод Потресов. По оценке Анкилова, доля роуминга в выручке составляет менее 4%. Он добавляет, что роуминг важен операторам в первую очередь как услуга, необходимая для удержания "высокодоходной" категории абонентов. В случае возникновения проблем с роумингом операторы рискуют потерять такого клиента, поясняет Анкилов.