"Кибербезопасность в финансах". На фото (второй слева): глава Минцифры Максут Шадаев
"Кибербезопасность в финансах". На фото (второй слева): глава Минцифры Максут Шадаев
С апреля 2025 г. на "Госуслугах" появится сервис, который отобразит все оформленные на россиян договоры по оформлению SIM-карт. Это нужно для прозрачности того факта, что на человека не оформлена SIM-карта, с которой звонят мошенники. Эксперты в области ИБ положительно оценили меру: она позволит закрыть еще одну лазейку для организаторов мошеннических колл-центров.
© ComNews
20.02.2025

Об этом заявил министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Максут Шадаев на форуме "Кибербезопасность в финансах" 19 февраля.

"С 1 апреля 2025 г. мы запускаем новый сервис на платформе "Госуслуги". Каждый гражданин сможет увидеть все оформленные на него договоры связи. Это очень важно, потому что есть гипотеза, что про некоторые договоры мы не знаем и этими SIM-картами пользуются мошенники", - объяснил глава Минцифры.

Максут Шадаев также рассказал о других шагах Минцифры по предотвращению мошенничества: "В ближайшее время, летом, мы реализуем запрет на рекламные спам-обзвоны. При этом все звонки, исходящие от организаций, будут идентифицированы. Каждый абонент будет знать, кто ему звонит".

Как отметил Максут Шадаев, на "Госуслугах" есть обязательный второй фактор авторизации: "Мы протестировали использование биометрии для второго фактора. Это самый безопасный метод, биометрию нельзя подделать. А код по SMS может перехватить злоумышленник".

По данным Минцифры, в тестовом режиме биометрическую аутентификацию поставили уже 20 тыс. пользователей.

Также глава Минцифры рассказал, что в конце 2024 г. появилась антифрод-платформа на "Госуслугах". "Если один из триггеров срабатывает, мы замораживаем на 72 часа все, что касается предоставления выписки 2-НДФЛ, информации из бюро кредитных историй и т.д. За два месяца после введения в эксплуатацию нашей антифрод-платформы мы "охладили" 250 тыс. подозрительных учетных записей", - сообщил Максут Шадаев.

https://www.comnews.ru/content/234550/2024-07-31/2024-w31/1007/gosduma-…

Эксперты в области информационной безопасности положительно оценили инициативу Минцифры создать сервис, отображающий все договоры по покупке SIM-карт.

Как отметил заместитель генерального директора группы компаний "Гарда" Рустэм Хайретдинов, благодаря усилиям государственных регуляторов и телеком-операторов практически невозможно приземлять мошеннические звонки по IP-телефонии и подменять номера звонящего. Также невозможно купить SIM-карту без паспорта или на несуществующий/просроченный паспорт, поэтому покупка SIM-карты по украденным номерам паспортов - одна из немногих оставшихся лазеек для мошенников, занимающихся обзвоном людей от имени госструктур или банков.

"Уведомление гражданина о том, что на его персональные данные куплена SIM-карта, о которой он ничего не знает, позволит гражданам быстро такие карты блокировать. Таким образом будет закрыта еще одна лазейка для организаторов мошеннических колл-центров", - считает Рустэм Хайретдинов.

Архитектор информационной безопасности ООО "Юзергейт" (UserGate) Дмитрий Овчинников отметил, что долгое время SIM-карта служила лишь средством связи, но с ростом цифровизации она стала вторым фактором аутентификации в цифровых сервисах, онлайн-банкинге, мессенджерах и социальных сетях: "Это привлекло внимание мошенников, которые начали охотиться за SIM-картами, чтобы получить доступ к цифровым сервисам прежних владельцев номеров. Поэтому важно иметь возможность отслеживать текущие SIM-карты и быть информированным о любых изменениях статуса через push-уведомления или электронную почту".

Эксперт по кибербезопасности ООО "Ангара Технологиз Груп" (Angara Security) Никита Новиков считает, что, хотя новая мера не поможет полностью искоренить телефонное мошенничество, она станет одним из очередных этапов в решении проблемы.

"Государство видит проблему и ищет пути ее решения. Можно вспомнить и поправки в закон "О связи", но, несмотря на усилия отдельных операторов, обеспечить полную защиту от телефонных атак на уровне отдельных провайдеров пока невозможно. Также можно отметить и усилия Банка России - например, внедрение сервисов, запрещающих брать на себя кредиты, или введение периода охлаждения при сомнительных переводах. Поэтому можно говорить об общей положительной тенденции в обеспечении цифровой защищенности граждан", - добавил Никита Новиков.

https://www.comnews.ru/content/237674/2025-02-10/2025-w07/1002/antifrod…

Новости из связанных рубрик