© ComNews
10.12.2015

Оператор "Акадо Телеком" в очередной раз столкнулся с попыткой необоснованного завышения платы за право доступа в жилые дома со стороны управляющих компаний (УК) в Москве. На этот раз государственное бюджетное учреждение (ГБУ) "Жилищник района Братеево" уведомило оператора о намерении с 1 января 2016 г. увеличить плату за доступ "Акадо Телекома" в 89 жилых домов.

Как рассказал корреспонденту ComNews представитель "Акадо Телеком" (ОАО "Комкор"), оператор получил от ГБУ "Жилищник района Братеево" проект договора, согласно которому с 1 января 2016 г. будет повышена в два раза месячная плата за право доступа компании в дом. Сколько именно будет платить оператор, он не уточнил.

"Ранее с предшественником ГБУ "Жилищник района Братеево" - дирекцией единого заказчика района "Братеево" - было заключено дополнительное соглашение к договору на доступ к оборудованию "Акадо Телекома" в целях его ремонта и профилактики. В дополнительном соглашении оговаривалось ежегодное повышение стоимости доступа в размере 10% от суммы платежа. Таким образом, условия нового договора предусматривают увеличение ежемесячной платы более чем в два раза даже с учетом 10%-ной ежегодной инфляции и ставки рефинансирования", - пояснил представитель "Акадо Телекома".

По его словам, "Акадо Телеком" оказывает услуги телевидения, интернет-доступа и телефонии жителям 89 домов в районе Братеево - это более 3 тыс. абонентов. "Мы не хотим, чтобы наши клиенты стали заложниками сложившейся ситуации, поэтому не планируем доводить ситуацию до разбирательства в антимонопольном и судебном органах - в этих случаях мы не сможем должным образом обслуживать нашу сеть, - заметил представитель "Акадо Телекома". - Кроме того, это может занять много времени. Поэтому рассчитываем на здравый смысл и конструктивный диалог с руководством УК, а также на поддержку местных органов власти".

С целью предупреждения возможного ограничения доступа специалистов в дома, обслуживаемые ГБУ "Жилищник района Братеево", "Акадо Телеком" уже направил в адрес руководства УК письмо. В нем "Акадо Телеком" напомнил руководству ГБУ "Жилищник района Братеево" об особом статусе сетей связи, а также о том, что они, согласно Федеральному закону "О Связи", находятся под защитой государства. Кроме того, в письме оператор указал на неправомерность действий ГБУ "Жилищник района Братеево" в части монопольного увеличения цены на доступ в дом без экономического обоснования.

Помимо ГБУ "Жилищник района Братеево" компания "Акадо Телеком" уже направила письмо в управу района Братеево. В этом письме компания жалуется на то, что ГБУ "Жилищник района Братеево" произвольно устанавливает цены, не учитывая ситуацию с тарифами на рынке.

Вице-президент по правовым вопросам Национальной ассоциации домовых информационно-коммуникационных сетей (НАДИКС) Михаил Пашков отмечает, что нормами жилищного законодательства распоряжение общедомовой собственностью является исключительным правом общего собрания собственников помещений многоквартирного дома. Наделение УК полномочиями по распоряжению общедомовой собственностью, как добавил он, также принадлежит собственникам помещений многоквартирного дома.

"Следовательно, деятельность УК по самовольному распоряжению общим имуществом многоквартирного дома должно стать предметом разбирательства Государственной жилищной инспекции города Москвы", - резюмировал Михаил Пашков в беседе с ComNews.

По словам представителя "Акадо Телекома", ситуации, когда УК препятствуют эффективной работе оператора связи, повышая плату за право доступа в дома, возникают постоянно. Так, с 1 апреля нынешнего года ГБУ "Жилищник" в районе Ростокино планировало увеличить ежемесячную плату "Акадо" за право доступа в дом с 335,9 руб. до 453 руб. В Ростокино к сети "Акадо" подключено 53 дома - это 1 тыс. действующих абонентов оператора.

С 1 сентября нынешнего года ГБУ "Жилищник" в район Аэропорт также планировало увеличить ежемесячную плату "Акадо Телеком" за право доступа в дом со 100 руб. до 500 руб. В районе Аэропорт к сети "Акадо Телеком" подключено 138 домов, количество абонентов - 5,2 тыс.

"Переговорами мы убедили ГБУ "Жилищник" в районах Аэропорт и Ростокино в правоте наших действий, и они приняли наши условия. Обращения в вышестоящие и контролирующие органы - это скорее вынужденная мера, когда переговоры заходят в тупик", - заметил представитель "Акадо Телекома".

Такая тупиковая ситуация возникла у оператора с УК "Экологический фактор". В августе нынешнего года новое руководство УК "Экологический фактор" приняло решение перезаключить контракт с "Акадо" на доступ в жилые дома. При этом УК повысила плату на право доступа в дом на 800% - с 239 руб. до 1959,18 руб. в месяц (см. новость ComNews от 13 августа 2015 г.). Затем, после того как "Акадо Телеком" обратился в управу Басманного района Москвы с жалобой на неправомерные действия УК "Экологический фактор", последняя оставила плату за право доступа в жилые дома в прежнем размере (см. новость ComNews от 7 октября 2015 г.).

По данным "Акадо", за 2015 г. 108 УК (в их управлении 3816 жилых домов) повысили для оператора цены за право доступа в дом. В среднем увеличение цены варьируется от 189% до 951%, в зависимости от типа управленческих компаний.

Другие операторы связи тоже сталкивались с такой проблемой и старались договориться с УК. "Мы в своей практике тоже сталкивались с подобными случаями, когда управляющие компании могут внезапно повысить цены в несколько раз. По некоторым УК рост тарифов за год составляет от 50% до 500%. Особенно часто такое происходит в новостройках. В этом случае мы ведем переговоры с УК, пытаясь найти компромиссные варианты", - рассказала репортеру ComNews пресс-секретарь ПАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") Анна Айбашева.

По словам представителя ПАО "Ростелеком", в Москве УК периодически повышают цены на доступ к домовой инфраструктуре. Однако, как добавил он, за последнее время "Ростелеком" не получал от УК или товариществ собственников жилья (ТСЖ) предложений об увеличении стоимости, которые бы выходили за рамки рыночных цен.

"В каждом конкретном случае проводится работа с УК и по обоснованию сохранения прежней цены, а также определяется экономическая целесообразность подключения дома на предложенных условиях", - резюмировал в беседе с ComNews представитель "Ростелекома".

По словам руководителя направления по массовым коммуникациям ООО "Нэт Бай Нэт Холдинг" Анастасии Назаренко, случаи повышения цен на право доступа в дом со стороны управляющих компаний не редкость на рынке. "Мы стараемся найти в таких ситуациях компромиссное решение, когда цена на доступ в дом экономически и технологически обоснована и соответствует рыночной", - отметила в разговоре с корреспондентом ComNews Анастасия Назаренко.

Сотрудник ПАО "Московская городская телефонная сеть" (МГТС) заметил, что в целом некоторые операторы иногда сталкиваются с ситуацией, когда УК выдвигают непомерно высокие финансовые требования за вход в дом либо препятствуют допуску сотрудников для обслуживания оборудования, расположенного в доме. Такие инциденты, как сказал сотрудник МГТС, и возможные пути их решения уже неоднократно были предметом обсуждения на заседании экспертного совета Федеральной антимонопольной службы, но пока никаких приемлемых вариантов для обеих сторон не выработано.

"На наш взгляд, проблему можно решить, разработав единые прозрачные условия для размещения оборудования связи в общем имуществе многоквартирных домов, - считает представитель МГТС. - Кроме того, необходимо ограничить право УК произвольно устанавливать необоснованные тарифы за размещение оборудования связи, вплоть до полного запрета взимать такие платежи, если размещаемое в общем имуществе многоквартирных домов оборудование предназначено для оказания услуг связи жильцам".

Председатель правления и исполнительный директор НАДИКС Леонид Буслаев заметил, что в настоящее время давление на операторов, работающих в столице России, со стороны УК усилилось. Это связано с общей экономической обстановкой, а также с реорганизацией сферы жилищно-коммунального хозяйства, проходящей во второй половине текущего года.

По его словам, даже угроза обращения в компетентные органы и Федеральную антимонопольную службу (ФАС) не является решающей в длительной борьбе операторов связи с УК. "Подобными переговорами приходится заниматься представителям операторов связи - членов нашей ассоциации практически ежедневно, последовательно отстаивая свои интересы и интересы абонентов, чтобы услуги связи не могли быть прерваны", - добавил Леонид Буслаев.

Леонид Буслаев отметил, что НАДИКС имеет положительный опыт взаимодействия с ФАС. По его словам, штрафы от 350 тыс. до 650 тыс. руб., наложенные на особенно неподдающиеся уговорам УК, на некоторый период приостанавливали активность УК по ограничению доступа операторов связи к собственной инфраструктуре. Однако, как заметил он, решение подобных проблем однозначно лежит в плоскости неурегулированных к настоящему времени имущественных вопросов деятельности операторов связи.

"НАДИКС в очередной раз поднимает вопрос создания реестров сетей связи, чтобы никто и не вздумал ограничивать операторов связи в их прямой деятельности, а жителей Москвы лишать телевидения, телефонии, доступа в сеть Интернет и других телекоммуникационных услуг", - заключил в беседе с ComNews Леонид Буслаев.