Елизавета Серьгина
01.12.2015

О предстоящей гонке беспилотных автомобилей сообщили представители Kinetik и Formula E. Промоутер гонки – основанная Свердловым компания Roborace Ltd.; она же будет поставлять робокары, рассказал "Ведомостям" сам Свердлов. По словам бизнесмена, Roborace получила лицензию на проведение в день основных соревнований так называемой дополнительной гонки. Она запланирована на третий сезон Formula E – конец 2016 г. – начало 2017 г.

Formula E – класс автогонок на электромобилях с открытыми колесами, основанный в 2012 г. и санкционированный международной автомобильной федерацией FIA.

Свердлов – бывший заместитель российского министра связи и массовых коммуникаций (2012–2013 гг.) и сооснователь компании "Скартел", работающей под брендом Yota (ныне "дочка" "Мегафона"). Первоначально "Скартел" принадлежал Сергею Адоньеву, Альберту Авдоляну и госкорпорации "Ростех". В 2012 г. часть компании (оператор мобильной связи четвертого поколения) была выделена и впоследствии продана "Мегафону". Другая часть "Скартела" – Yota Devices, разработчик смартфона YotaPhone, – стала самостоятельным бизнесом еще раньше, а этой осенью 64,9% его акций приобрел гонконгский REX Global.

Автомобили, которые разрабатывает Roborace, будут абсолютно одинаковыми: команды станут соревноваться не робокарами, а их "начинкой" – программным обеспечением, объясняет Свердлов. "Мы предоставим [командам] API (интерфейсы программирования) различных компонентов автомобилей, например двигателей, радаров, руля и т. д., чтобы они могли на основе этих интерфейсов написать свою логику управления автомобилем", – объясняет Свердлов. Участниками гонок он хотел бы видеть команды компаний – разработчиков беспилотных автомобилей. Этим занимаются, например, Google, Apple, Uber, BMW, Mercedes.

Представитель Google не стал говорить о возможности участия его команды в гонках. До массового выпуска беспилотных автомобилей компания вряд ли будет принимать участие в чем-то подобном, предполагает близкий к ней человек. Получить комментарии в BMW, Apple и Mercedes в понедельник не удалось.

Традиционные гонки – это соревнование денег и пилотов, а Roborace – соревнование интеллекта, говорит Свердлов. Он надеется, что подобные соревнования помогут популяризовать робокары: "Многим людям трудно принять идею беспилотных автомобилей, наша задача – продемонстрировать, как справляются такие машины с экстремальными условиями". В сообщении Formula E приводятся слова ее гендиректора Алехандро Агаг: он называет Roborace "платформой для технологических компаний", а робокары – "следующей большой идеей больших соревнований".

Ни инвестиции в Roborace, ни инвесторов Kinetik Свердлов не раскрывает. Известен лишь размер фонда – $500 млн и то, что Roborace – не единственный его проект (см. врез). На сайте Kinetik сказано, что это группа предпринимателей, за которой стоят другие предприниматели, и у нее "достаточно свободы", чтобы инвестировать, "в кого и когда она хочет".

В краткосрочной перспективе коммерческой отдачи от Roborace практически не будет, уверен основатель фонда LETA Capital Александр Чачава: с одной стороны, спортивные болельщики привыкли к человеческому фактору, с другой – робокары еще не получили широкого распространения.