© ComNews
30.03.2015

Оборот российского рынка цифровой техники в 2014 г. достиг исторического максимума и составил рекордные 818 млрд руб. Из них 300 млрд руб. пришлись на телеком-устройства, 245 млрд руб. - на ИТ-сегмент, 227 млрд руб. - на бытовую технику и 46 млрд руб. - на фотоустройства.

Таковы результаты исследования компании GfK, посвященного итогам 2014 г. Весь рынок домашней электроники аналитики оценивают в рекордные 1,42 трлн руб.

На протяжении первых трех кварталов 2015 г. рынок цифровой техники снижался год к году, не считая телекоммуникаций и отчасти бытовой техники. В IV кв. на фоне предновогоднего ажиотажа и девальвации рубля все четыре области продемонстрировали ощутимый рост: бытовая техника выросла на 51%, телеком - на 34%, ИТ - на 6%, сегмент фото снизился всего на 4% по сравнению с 17-26% в I-III кв.

В результате за 2014 г. весь рынок прибавил 30%, сегмент ИТ - 16%, телекоммуникаций - 27%, пользовательской электроники - 56%, сегмент фото уменьшился на 14%. Однако в январе-феврале 2015 г. тренд изменился на противоположный: ИТ упал на 18%, пользовательская электроника - на 31%, фото - на 30%. В то же время телекоммуникации поднялись на 8%. Если за первые два месяца 2014 г. объем рынка составил 136 млрд руб., то за январь и февраль 2015 г. - 115 млрд руб., снизившись на 15%.

Доля Москвы и Петербурга на рынке за первые два месяца 2015 г. незначительно выросла год к году - с 24% до 27%, при этом доля городов с населением до миллиона снизилась с 59% до 56%. 13 городов-миллионников, не считая столиц, продолжают удерживать свои 17%.

Согласно подсчетам GfK, на общеевропейском рынке один из пяти евро (20,1%) на покупку техники тратится в онлайн-сегменте. Этот показатель неуклонно растет: в 2013 г. он составлял 18,2%, в 2012 г. - 15,9%, в 2011 г. - 11,2%. 78% всех продаж техники в 2014 г. приходится на пять стран: Германию (29,1%), Великобританию (20,8%), Францию (13,9%), Россию (9,2%) и Нидерланды (4,9%). При этом в нашей стране через Интернет проходят только 15,4% транзакций на рынке.

В то же время продажи через Интернет растут значительно быстрее, чем за его пределами, и рост обратно пропорционален численности населения. В 2015 г. онлайн-продажи в Москве и Петербурге увеличились на 17% (офлайн - на 11%), в 13 миллионниках - на 45% (3%), в городах с населением до миллиона - 103% (2%). 

Проникновение Интернета среди российской аудитории старше 16 лет специалисты GfK оценивают непривычно высоко: 81% - в Москве, 71% - в городах с населением более 100 тыс. человек, 62% - в небольших городах и селах.

Исследователи прогнозируют, что в 2015 г. снижение рынка составит 11%. При этом сегмент бытовой техники снизится на 30%, фото - на 45%, ИТ - на 20%. Сегмент телекоммуникаций останется на том же уровне либо прибавит до 5%.

Напомним, что согласно исследованию "Яндекса", основанному на данных сервиса "Яндекс.Маркет", интерес российских интернет-пользователей к покупке электроники и бытовой техники в январе 2015 г. заметно снизился по сравнению с прошлым годом (см. новость ComNews от 25 февраля 2015 г.). В то же время цены на товары ощутимо выросли - в некоторых категориях они поднялись на 40-50% с октября прошлого года.

В последний квартал 2014 г. пользователи этого сервиса совершали на 7-8% больше переходов в интернет-магазины, чем в конце 2013 г. В то же время в январе 2015 г. количество переходов снизилось по сравнению с январем 2014 г. на 8%. В отдельных категориях товаров спрос изменился еще сильнее. Так, интерес к электронике - компьютерам, мобильным телефонам, планшетам, ноутбукам - уже в декабре 2014 г. был меньше, чем годом ранее. Основной покупательский спрос пришелся не на электронику, а на крупную бытовую технику и телевизоры.

По итогам января произошло новое падение спроса. Востребованность мобильных телефонов на "Яндекс.Маркете" снизилась на 21% по сравнению с январем 2014 г., планшетов - на 44%, ноутбуков и электронных книг - на 42%. Игровым приставкам удалось удержать популярность почти на прежнем уровне: спад в этом сегменте составил только 4%.

У других игроков рынка, опрошенных ComNews, наблюдались разнонаправленные тенденции. Объем продаж интернет-ритейлера "Юлмарт" по итогам января вырос примерно на 5%, говорил коммерческий директор компании Олег Пчельников. Наибольший рост продаж показали товары повседневного спроса и продукция для детей. Меньшими темпами растут продажи цифровой (+12%) и бытовой техники (+12%). Небольшой спад демонстрирует только компьютерная техника.

"Мы снижения спроса не наблюдаем - напротив, растем на 50% в сравнении с продажами начала 2014 г.", - говорила руководитель общественных связей и внутренних коммуникаций онлайн-ритейлера Ozon Мария Назамутдинова. Среди лидирующих категорий она называла товары для детей, товары для дома и электронику. В последнем сегменте растут продажи смартфонов, планшетов и мелкой бытовой техники.

Покупательский интерес к интернет-магазину ГК "Евросеть" в январе сохранился на уровне прошлого года, в то же время у него улучшилась конверсия, рассказывал директор управления интернет-коммерции и корпоративных продаж "Евросети" Илья Адамский. "Мы это связываем скорее с нашими собственными действиями, а не с рыночными тенденциями, - объяснил он. - При сопоставимом количестве посещений изменился состав пользователей, он стал более качественным. Наибольшим спросом у нас по-прежнему пользуются сотовые телефоны, смартфоны и планшеты".