Минкомсвязи определило, какой софт называть отечественным
Госорганы и госкомпании обязаны будет закупать лишь отечественный софт или обосновывать невозможность использования отечественных разработок. Такое требование содержится в проекте постановления, подготовленном Минкомсвязи. Согласно проекту, постановление должно вступить в силу с 1 июля 2015 года.
В документе даны критерии, по которым производителя программного обеспечения (ПО) можно признать отечественным. Исключительное право на соответствующее ПО во всем мире может принадлежать Российской Федерации или субъекту РФ, муниципальному образованию, российской некоммерческой организации, коммерческой организации, в которой более 50% принадлежит России, российским организациям или гражданам и которая не признается контролируемой иностранным лицом. Также данное ПО должно находиться в свободной продаже, сведения о нем не должны составлять гостайну. Владелец ПО должен быть аккредитован Минкомсвязи как IT-компания.
В частности, российскими должны быть операционные системы, программы для администрирования баз данных, "приложения для повышения эффективности бизнеса" и др.
Один из разработчиков постановления — исполнительный директор АРПП "Отечественный софт" Евгения Василенко рассказала, что, по данным самого Минкомсвязи, доля иностранного софта на российском рынке составляет 75%.
— В госсекторе этот процент сохраняется, — отмечает она.
Постановление правительства предписывает создание в России реестра отечественного программного обеспечения. Формированием реестра будет заниматься Минкомсвязи, а его ведением — межотраслевой научно-исследовательский институт "Интеграл".
В постановлении сказано, что при закупке ПО государственный заказчик обязан установить "ограничение закупки программными средствами и информационными продуктами вычислительной техники, сведения о которых внесены в реестр отечественного программного обеспечения, или обосновать в документации о закупке невозможность или нецелесообразность такого ограничения".
— Мы как ассоциация заинтересованы, чтобы разработанные с нашим участием механизмы соблюдались. Поэтому хотим сделать механизм открытым, чтобы заказчик публично обосновывал выбор в пользу иностранного ПО, — говорит Василенко. — Если российские компании или ассоциации, представляющие российских разработчиков, посчитают обоснование неубедительным, они смогут обратиться либо в ФАС, либо к заказчику.
По мнению Василенко, после принятия постановления понадобится от месяца до двух для первоначального наполнения реестра. Главная цель его создания, по словам эксперта, — "изменить вектор госзакупок в сторону отечественного софта там, где это возможно". Ведь зачастую заказчики даже не знают об отечественном ПО, о существующих российских решениях.
— Важно, чтобы после введения реестра доля отечественного ПО в госзакупках стала постепенно увеличиваться, — отмечает Василенко. — Мы допускаем, что продукты на базе свободного ПО также попадут в реестр. Свободное ПО является хорошей базой для создания отечественного софта.
По мнению гендиректора электронной торговой площадки Газпромбанка Андрея Черногорова, создание реестра — хороший шаг вперед, но он не решает всех проблем.
— Реестр позволит замещать [отечественными решениями] коробочные продукты, это около 10% общего числа закупок, — говорит он. — Но самая большая доля заказов — создание информационных систем, разработка и внедрение. Такие системы делаются в единственном экземпляре на основе техзадания заказчика. Каждая такая система — уникальна. Невозможно такую систему заказать из списка. Ее там нет.
Бюджеты подобных проектов — от сотен миллионов до миллиардов рублей, рассказывает Черногоров.
— Такие системы создаются на базе импортных платформ, — объясняет он. — Например, если закупается на 1 млрд автоматизированная система учета граждан, то закупку может выиграть отечественная компания-интегратор, а реализовать на базе [западной платформы] SAP. Эту проблему реестр не решает.