© ComNews
17.02.2015

Масштабное строительство оператором связи "Ростелеком" сетей ШПД (за 2014 г. он охватил оптикой 6,6 млн домохозяйств) имеет неочевидную окупаемость, отмечают участники рынка. Аналитики подчеркивают, что ковровое покрытие и точечное развитие сети обычно сочетаются, а вопрос скорости возврата инвестиций для этой компании не стоит.

О самых высоких на рынке темпах строительства сетей широкополосного доступа в Интернет (ШПД) сообщала ранее пресс-служба ОАО "Ростелеком" (см. новость ComNews от 13 февраля 2015 г.).

"В 2014 г. нам удалось ощутимо нарастить темпы строительства оптических сетей ШПД", - отмечал президент "Ростелекома" Сергей Калугин. Сейчас в целом оператор уже охватил оптикой более 25 млн домохозяйств. "В последующие два года планируется увеличить технический охват до 33 млн квартир и домов, таким образом, предоставив доступ к нашим услугам двум третям населения страны", - говорил Сергей Калугин.

"Развитие широкополосного доступа в Интернет является стратегическим приоритетом "Ростелекома". Компания продолжит ускоренное строительство высокоскоростных оптических сетей доступа, чтобы укрепить уникальное конкурентное преимущество - самое большое покрытие сетями ШПД на территории России, - говорил исполнительный директор - директор по развитию сетей связи ОАО "Ростелеком" Алексей Сапунов. - Наша задача - строить быстрей и больше за меньшие деньги".

Представитель пресс-службы "Ростелекома" не стал называть объем вложений в проект, пояснив, что финансово-экономические результаты за весь 2014 г. еще не обнародованы, а отдельно структуру инвестиций компания не раскрывает. По итогам девяти месяцев 2014 г. консолидированные капитальные вложения оператора составили 32,3 млрд. руб. "Поскольку строительство оптических сетей доступа является одним из приоритетов стратегии "Ростелекома" - это одно из основных направлений инвестиций", - пояснил представитель компании.

Показатели развития инфраструктуры по отдельным регионам "Ростелеком" также не называет, но оператор ведет строительство оптических сетей доступа во всех макрорегиональных филиалах, говорит сотрудник компании. По его словам, два условия проникновения сети в населенный пункт - это наличие ВОЛС до него и спрос на услугу со стороны платежеспособной части абоннентов. "Благодаря проекту устранения цифрового неравенства при прокладке ВОЛС до населенных пунктов с населением 250-500 жителей, новые линии пройдут и через более крупные населенные пункты", - подчеркивает представитель оператора.

Источник ComNews на рынке ШПД готов поспорить с тем, что самое большое покрытие сетями ШПД на территории России - это уникальное конкурентное преимущество "Ростелекома". "Ковровое покрытие может быть рискованно с точки зрения окупаемости инвестиций и операционных затрат на поддержание такой сети в том случае, если ожидания по подключенным абонентам не оправдаются, - полагает он. - Абонента, прежде всего, интересует не широкая территория покрытия, а цена и качество услуги". В целом столь масштабное строительство имеет сомнительную окупаемость, утверждает собеседник ComNews.

Для "Ростелекома" вопрос скорости возврата инвестиций и первоначальных операционных затрат не стоит, возражает руководитель исследований ComNews Research Евгений Евдокименко. По его словам, у оператора две основные задачи: в рамках оказания универсальных услуг связи (УУС) установить в населенных пунктах с населением от 250 до 500 человек не менее одной точки доступа к Интернету, а в контексте стратегического развития - упрочить позиции крупнейшего в России поставщика фиксированного ШПД. "Затем, за счет масштаба, будет достигаться эффективность, которая недостижима для небольших провайдеров", - объясняет Евгений Евдокименко.

"Если речь идет о микрорайонах с высотной застройкой, особенно в районах новостроек, то преимущества коврового покрытия очевидны для операторов", - добавляет исполнительный директор агентства J'son & Partners Сonsulting (J&P) Сергей Шавкунов. По его словам, на практике операторы стараются рационально использовать свои ресурсы, и реальная стратегия складывается из обоих подходов (сочетание ковровой застройки с точечным развитием сети).

Управляющий партнер агентства TMT Consulting Константин Анкилов напоминает, что оптимально приоритетным является покрытие там, где наиболее высок спрос, то есть в многоэтажной застройке, где проживают люди с уровнем дохода от среднего и выше. "Но там и конкуренция серьезнее, поэтому в регионах операторы начали работать и с малоэтажной застройкой, вплоть до частного сектора", - замечает он.

Все три аналитика соглашаются с тем, что данным "Ростелекома" о 6,6 млн охваченных домохозяйств и высочайших темпах роста по этому показателю можно доверять. "Ростелеком" является безусловным лидером российского рынка широкополосного доступа", - говорит Сергей Шавкунов. "Лидерство компании обеспечено самым широким охватом, хотя большая часть покрытия по-прежнему приходится на DSL", - добавляет Константин Анкилов.

Компания создает сети не с нуля, уточняет Евгений Евдокименко. "Фактически речь идет о строительстве "последней мили" от существующих узлов связи и уличных шкафов до подъездов жилых многоквартирных домов. Все остальное, включая кабельную канализацию, у "Ростелекома" в городах есть", - напоминает он. Когда компания завершит перевооружение в городах и будет строить в основном в сельской местности, темп строительства резко упадет, полагает представитель ComNews Research.

"Ростелеком" назначен исполнителем проекта по устранению цифрового неравенства, на который выделяются средства из фонда универсального обслуживания, напоминает источник ComNews в одном из федеральных операторов. "Было бы странно, если бы они не использовали это в своих интересах", - замечает он. "Благодаря назначению единственным оператором УУС "Ростелеком" не только сохранит, но и приумножит преимущество на рынке", - прогнозирует Евгений Евдокименко.

По предварительным данным J&P за 2014 г., абонентская база "Ростелекома" составила более 10 млн домохозяйств, включая все технологии доступа (как ADSL, так и оптику). За прошедший год общее число абонентов ШПД выросло более чем на 600 тыс. Компания представлена во всех регионах РФ, утверждает агентство.

МТС предоставляет услуги ШПД на территории 56 регионов России, говорит руководитель направления по взаимодействию со СМИ этой компании Дмитрий Солодовников. "В 2014 г. мы модернизировали фиксированные активы, развивали транспортную инфраструктуру, - напоминает он. - Протяженность ВОЛС увеличилась со 145 тыс. км до 160 тыс. км, протяженность оптических линий связи в рамках проекта МГТС GPON достигла 40 тыс. км. На сегодняшний день возможность подключить услуги по технологии GPON имеет более 3,5 млн абонентов столицы, что почти в два раза больше, чем в 2013 г.".

ОАО "ВымпелКом" (бренд "Билайн") полностью пересмотрело стратегию развития ШПД и ТВ, проанализировав текущее состояние и ближайшие перспективы развития, говорит пресс-секретарь этого оператора Анна Айбашева. По ее словам, в результате оператор сформировал новую сегментацию и приоритезировал работу в городах исходя из текущей ситуации на рынках этих городов, окупаемости и дальнейших перспектив. "На данный момент домашний Интернет доступен более чем в 100 крупнейших городах России", - подчеркивает представитель "ВымпелКом". Итоги своего развития в 2014 г. "ВымпелКом" планирует объявить в конце февраля.

География доступа ЗАО "ЭР-Телеком" (бренд "Дом.ru") насчитывает 56 городов, сообщил ComNews представитель этой компании. "В 2012-2014 гг. "Дом.ru" сосредоточил усилия на активном освоении локальных рынков: наращивании охвата, подключении новых абонентов, увеличении доли рынка в каждом из городов присутствия, - поясняет он. - Монтированная емкость сети насчитывает более 8 млн домохозяйств".