© ComNews
31.10.2014

С 1 ноября "ВымпелКом" будет привлекать арендодателей технологических позиций через специальный раздел на корпоративном сайте. Таким образом компания намерена стимулировать конкуренцию и снизить расходы на аренду площадок.

Об этом рассказал вчера директор по планированию и развитию сетей доступа ОАО "ВымпелКом" (торговая марка "Билайн") Юрий Маленков на V Международной конференции "Managed Services 2014 – Оптимизация затрат операторов, аутсорсинг сетевой и ИТ-инфраструктуры, совместная эксплуатация сетей связи", организованной ComNews Conferences.

По его словам, после 2008 г. рост телекоммуникационного рынка РФ замедлился. Если с 2002 г. по 2008 г. рынок прибавил 39%, то затем – лишь 7%, а в ближайшие пять лет рост составит всего около 2%. При этом с 2009 г. продолжается экспоненциальный рост трафика в сетях передачи данных, который требует капитальных и операционных затрат на его обслуживание, отметил Маленков.

Вследствие этого операционные затраты "ВымпелКома" выросли со 119 млрд руб. в 2009 г. до 168 млрд руб. в 2013 г., "МегаФона" – с 94 млрд руб. до 165 млрд руб., МТС – с 136 млрд руб. до 197 млрд руб. За этот период увеличились и капитальные затраты операторов: "ВымпелКома" – с 19 млрд руб. до 59 млрд руб., МТС – с 44 млрд руб. до 71 млрд руб. Уменьшились лишь капзатраты "МегаФона" – с 53 млрд руб. до 47 млрд руб.

В то же время набор ресурсов операторов ограничен количеством базовых станций и узким частотным спектром. "Даже при переходе к технологии LTE мы все равно сталкиваемся с тем, что ширина полосы недостаточна, – продолжает менеджер. – Спектр ограничен, мы начинаем думать о рефарминге, о передаче частот GSM и 3G под LTE, либо должны массово строить базовые станции".

По словам представителя "ВымпелКома", доступность базовых станций в местах скопления трафика сейчас составляет 400-500 м. Поскольку она будет расти, увеличатся капзатраты и стоимость владения инфраструктурой. "Получается очень интересный парадокс: с какого-то периода строить базовые станции мы не сможем, потому что владеть этой сетью тяжело, – подчеркнул Юрий Маленков. – Основная статья, которая тянет оператора вниз, – это аренда сайта. Это половина всех расходов".

Сотовые операторы – крупнейшие арендаторы в стране, рассказывает менеджер: "большая тройка" занимает 80% рынка аренды технологических позиций. Ее общие годовые затраты на аренду сайтов (площадок для размещения оборудования) составляют 38,9 млрд руб. Это более 140 тыс. сайтов мобильной и фиксированной связи, 300 тыс. зданий FTTB и 150 тыс. км транспортной инфраструктуры.

73,7% затрат операторов на аренду в мобильном сегменте уходят к коммерческим организациям. Из них 60% приходится на здания, 30% - на сооружения, 10% - на башни. 13% затрат достаются государственным монополиям, 8% - некоммерческим организациям, 3,7% - муниципальным организациям, 1,6% - собственникам жилой недвижимости.

"Сейчас, чтобы размещать маленькую коробочку на столбе, мы должны оплачивать стоимость аренды одно- или двухкомнатной квартиры в Москве, - обратил внимание Маленков. - Самый замечательный бизнес у арендодателя: он не вкладывает в CAPEX вообще, но получает больше, чем оператор".

Для того чтобы изменить ситуацию и снизить затраты на аренду площадок, "ВымпелКом" намерен более активно работать с арендодателями. "С 1 ноября выходит в новом дизайне наш сайт, на котором любой владелец недвижимости может разместить заявку на строительство нашей базовой станции", - рассказал Маленков.

По его словам, оператор хочет сделать рынок аренды конкурентным для  арендодателя. "Мы не будем просить, мы будем выбирать. У нас, думаю, появится инструмент существенного снижения стоимости путем введения рыночного механизма аренды. В мире такой опыт есть, но Россия все равно будет впереди", - заключил представитель "ВымпелКома".

"Мы заинтересованы в том, чтобы искать пути уменьшения затрат, - в свою очередь отметил в беседе с ComNews начальник департамента по управлению качеством функционирования сети и эксплуатационными затратами ОАО "МегаФон" Юрий Рубцов. - Часть инфраструктуры мы обслуживаем совместно с другими операторами, снижая арендную нагрузку".

По его словам, если у "ВымпелКома" "действительно получится так, что арендодатели будут приходить и заявлять о своих интересах, это будет очень интересный проект". "Воспользуемся их положительным опытом", - отметил представитель "МегаФона".

Пресс-служба "Tele2 Россия" вчера отказалась от комментариев. Не предоставило каких-либо пояснений и ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС).