© ComNews
10.10.2014

Трансляция ТВ-каналов сверхвысокого разрешения (Ultra HD) в России начнется не ранее 2015-2017 гг. - интенсивному развитию услуги мешает медленное проникновение дорогих UHD-телевизоров и отсутствие массового контента для них.

Об этом говорится в итогах исследования о линейном HD-вещании, которое вчера представило консалтинговое агентство J’son & Partners Consulting.

Генеральный директор ассоциации "Интернет-видео" Аскар Туганбаев в беседе с ComNews оценил бизнес-перспективы UHDTV в России на ближайшие два года как невысокие. Связано это с низким распространением Ultra HD-телевизоров, отсутствием контента и неразвитостью инфраструктуры связи - для передачи видео в таком высоком качестве нужны совсем другие каналы связи, вещательное оборудование (в частности, до сих пор полностью не реализован коммерческий потенциал "обычного" HDTV).

По мнению Туганбаева, в настоящий момент спрос на такие Ultra HD-сервисы (ТВ и VоD) в нашей стране пренебрежительно мал, и никто из крупных игроков "не будет подбирать крошки с пола". По его мнению, единственным драйвером развития Ultra HD-видео в России в ближайшие два года могут быть маркетинговые усилия производителей телевизоров и PR-активность новых небольших игроков ТВ и VоD, выходящих на рынок и позиционирующихся, как инновационные поставщики высококачественного уникального контента.

"И здесь интернет-среда, OTT- и Smart TV-услуги выглядят как более перспективные каналы распространения сервисов Ultra HD-видео, нежели традиционное ТВ-вещание - в силу своей гибкости, универсальности и переноса аппаратных затрат на обеспечение возможности воспроизведения Ultra HD-видео на конечного пользователя", - подчеркнул глава ассоциации.

Представители ОАО "ВымпелКом" согласны, что широкое распространение Ultra HD получит не сразу, хотя, безусловно, будет иметь определенный интерес среди российских зрителей. В компании указывают на те же проблемы - в России пока нет соответствующего контента, количество телевизоров, поддерживающих подобный формат, минимально, а стоимость гораздо выше, чем у HD-телевизоров.

Специалисты ОАО "Ростелеком" также согласились со сроками, представленными в исследовании. "UHDTV получит серьезное развитие не раньше 2017 г. Необходимо построить специализированые CDN-сети, начать выпуск специального абонентского оборудования и телевизоров и т.д. Точечные проекты возможны и раньше, но это будут упрощенные версии", - отметили в компании.

Однако в пресс-службе ОАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) заявили, что внедрение в России формата Ultra HD будет идти быстрее, чем развитие предыдущих стандартов вещания. На рынке уже присутствуют первые модели оборудования с поддержкой 4K, в сетях появляется контент.

"Мы ждем, что проекты по вещанию UHDTV будут развиваться не только в сетях кабельного ТВ, но и с помощью приставок Smart TV. Для просмотра программ в Ultra HD-качестве, требуется мощная опорная сеть операторов. МТС уже подготовилась к экспоненциальному росту потребления контента, проведя в 2010-2013 гг. масштабную модернизацию фиксированных сетей, которые позволяют развивать скорость до 1 Гбит/с".

Cпутниковый оператор ЗАО "Национальная спутниковая компания" (бренд "Триколор-ТВ") также настроен оптимистично в отношении сроков вещания, считая, что 4K-вещание в России может начаться уже в 2015 г.

"Японские и южнокорейские производители телевизоров, судя по всему, готовы с нового года снизить розничные цены на 4K-модели ради увеличения объемов продаж, – рассказала корреспонденту ComNews пресс-секретарь "Триколора ТВ" Анастасия Соколовская. - Как следствие, встает вопрос об организации доставки 4K-контента. Технические возможности в России для этого имеются, в том числе и у "Триколора ТВ", есть необходимая транспондерная емкость, есть утвержденный МСЭ формат видеосжатия HEVC".

В "Триколоре ТВ" отметили, что необходимо появление на рынке STB-приставок с поддержкой новых эффективных кодеков.

"На прошедшей недавно в Амстердаме международной выставке IBC производители оборудования заявили о готовности серийного производства таких приставок уже в первой половине 2015 г., - рассуждает Анастасия Соколовская. - Вторая проблема - нехватка 4K-контента. Для организации первого в России тестового вещания в формате Ultra HD 4K 27 июля 2013 г. "Триколору ТВ" пришлось фактически самостоятельно снимать такой контент в сотрудничестве с телеканалом Russian Travel Guide". 

По словам Анастасии Соколовской, сейчас ситуация немного улучшилась, появилось несколько фильмов в формате 4K, есть проморолики и т.д., однако для полноценного телеканала этого еще недостаточно. Тем не менее в компании убеждены, что 4K-революция неизбежна, интернациональна и в России начнется в самое ближайшее время, одновременно с ведущими технологическими державами Запада и Восточной Азии.

Директор по маркетинговым коммуникациям и PR онлайн-кинотеатра Ivi.ru Антон Шестаков со своей стороны добавил, что хотя исследование J’son & Partners Consulting относится к линейному вещанию, тема Ultra HD сейчас очень активно обсуждается именно в контексте VоD (к коим относится Ivi.ru), которые являются нелинейными сервисами. "Сегодня, например, у нас на платформе появился первый в Рунете бесплатный для просмотра художественный фильм в формате UHD "Про жену, мечту и еще одну…", - привел пример Шестаков.

В общем же, спрос на UHD-контент будет со временем расти, уверены в Ivi.ru. Залогом развития станет как распространение самих 4К-устройств, так и модернизация операторских сетей.