27.08.2013

Создатель UniWeb Александр Оганов обещает клиентам своих онлайн-курсов дипломы МГУ, МГИМО и других ведущих российских вузов. Проект стал первым на рынке российского онлайн-образования, кому удалось "подписать" университеты на дистанционное обучение. Эксперты допускают, что, ориентируясь на запросы российских клиентов, стартап сможет составить конкуренцию международному Coursera.

"Люди из регионов или те, кому не хочется ездить в университет каждый день, сегодня лишены возможности получать качественное бизнес-образование. Мы решили дать им возможность прослушать лекции профессоров, не вставая с кресла у компьютера", — рассказывает о работе UniWeb создатель проекта Александр Оганов.

Услуги дистанционного обучения бизнесмен продает с 2004 года, когда, эмигрировав в США, совместно с двумя партнерами запустил проект Mydropbox.com — веб-систему обнаружения плагиата. Через три года, когда в подписчиках у Mydropbox.com было 1,5 тыс. вузов и 2,5 млн студентов, основатели продали проект американской компании Blackboard Inc.

Вернувшись в Россию в 2010 году, на деньги от продажи Mydropbox.com Александр Оганов запустил стартап UniWeb — платформу онлайн-обучения, которая разрабатывает курсы совместно с российскими вузами. Однако это не единственное направление деятельности компании — еще UniWeb готовит программы для корпоративного обучения.

На сегодняшний момент Александр Оганов и его американские партнеры вложили в бизнес более 2 млн долл., но стартап пока не вышел на самоокупаемость. Кроме того, UniWeb собирается привлечь не менее 3 млн долл. венчурных инвестиций для расширения линейки цифровых учебных продуктов.

Стартап делает ставку на бизнес-образование, большинство курсов посвящено менеджменту и эффективному ведению переговоров, а самая популярная программа на сайте — курсы управления персоналом. Планируется запустить программу для дизайнеров, а также для менеджеров компаний в сфере культуры и искусства. В ближайших планах UniWeb — запуск программы высшего образования по стандартам бакалавриата и магистратуры, совмещающей онлайн-задания с зачетными работами в офлайне.

Для вузов сотрудничество с UniWeb бесплатно — руководители факультетов или IT-директора университетов предоставляют проекту методические материалы, обеспечивают контакт с авторами учебных курсов, а также помогают найти практиков, готовых поделиться опытом со студентами. По словам Оганова, стоимость оцифровки материалов одного курса колеблется в пределах 10—150 тыс. долл. в зависимости от его продолжительности и наполнения. Курс включает в себя видеолекции, онлайн-тесты и интерактивные задания. Студент может выбрать подходящий для себя формат обучения — индивидуальные или групповые занятия.

Основатель проекта утверждает, что отказов ни от одного из вузов, которым предложил сотрудничество, он не получал. Договаривается Оганов в основном с представителями бизнес-школ и экономических факультетов. Начал со знакомых профессоров в РАНХиГС, который сам закончил. Сейчас есть договоренности с преподавателями бизнес-дисциплин еще восьми вузов, в числе которых МГИМО, МГУ, Московская высшая школа социальных и экономических наук (МВШСЭН), Российский международный олимпийский университет.

"Для России проект UniWeb особенно актуален, — считает Сергей Мясоедов, проректор РАНХиГС и директор Института бизнеса и делового администрирования. — Крупнейшие отечественные вузы обладают огромными филиальными сетями, расположенными в регионах. Онлайн-курсы помогают ввести единый высокий инновационный стандарт обучения для студентов на территории всей России и обеспечивают им доступ к курсам лучших преподавателей".

Много сил разработчики UniWeb тратят на проработку сервисов для пользователя: у каждого студента есть личный кабинет с расписанием, журналом оценок, возможностью общаться на форумах и участвовать в веб-конференциях. Александр Оганов обещает, что "корочки" об окончании курсов помогут соискателям в поиске работы.

Прохождения дистанционных курсов характеризует потенциального сотрудника как человека, самостоятельно повышающего уровень профессионализма, считает коммерческий директор Kelly Services CIS Роман Шикин.

"Активная позиция сотрудника, безусловно, является плюсом при отборе. То есть ценность не в "корочке", а в приобретенных знаниях и стремлении", — уверен он.

Еще одно направление бизнеса для UniWeb — создание дистанционных курсов под ключ по заказу корпоративных клиентов, чьи сотрудники смогут учиться без отрыва от работы. Сейчас компания составляет индивидуальные программы для "Русала" и холдинга "Базовый элемент"; средний чек заказа сильно варьируется с учетом сложности курса и его длительности. По словам создателя проекта, b2b-направление генерирует не более 15% прибыли UniWeb.

Технологии бизнес-образования онлайн — горячая тема для российского Интернета. Елена Масолова, основательница компаний Darberry (продана Groupon), Pixonic и венчурного фонда AddVenture, весной этого года запустила сайт Edusson.tv, специализирующийся на дистанционном MBA и уже набравший более 1200 профессоров по бизнес-дисциплинам. До конца года должен стартовать проект "Универсариум", предлагающий курсы длительностью в семь-десять недель по точным, гуманитарным и общественным наукам.

По мнению г-на Оганова, бизнес-модель, основанная на взаимодействии с вузами, позволяет UniWeb избежать прямой конкуренции с уже работающими сайтами. Впрочем, другие игроки уверены, что соперники помогут построить новый рынок.

"Мы рады всем проектам, которые смогут научить руководителей вузов работать с коммерческими структурами, — признается Дмитрий Гужеля, руководитель проекта "Универсариум". — Фактически немногочисленные российские сервисы онлайн-образования сейчас конкурируют не друг с другом, а с традиционными способами получения знаний. Надеюсь, в будущем все отечественные продукты смогут конкурировать с сайтами вроде TED и Coursera".

Елена Масолова, в свою очередь, не считает UniWeb конкурентом своего продукта: "У Eduson.tv нероссийские профессора — из топ-30 ведущих бизнес-школ мира, в том числе Wharton, LBS. Наша аудитория — деловые профессионалы 25—35 лет, которые по разным причинам не поехали на MBA, а аудитория UniWeb — российские студенты. Наконец, у нас контент не только на русском, но и на английском и других языках".

Чтобы приучить аудиторию к онлайн-формату, короткие курсы — продолжительностью 10—15 академических часов — UniWeb пока предлагает бесплатно. Средняя стоимость платных учебных модулей (длительностью от 15 до 32 академических часов) не превышает 15—30 тыс. руб. Сегодня более 60% студентов (всего их в системе около 300) предпочитают платные образовательные продукты. Александр Оганов ожидает, что 15—20% новых студентов будут учиться за деньги.

Анатолий Шкред, ректор Национального открытого университета "Интуит":
Российский рынок дистанционного обучения оценивается в сотни миллионов долларов — основная заслуга в этом коммерческих вузов, которые внедряют платные дистанционные программы обучения. Не стоит забывать и о корпоративном секторе, где подобные курсы повышения квалификации становятся все популярнее. Модель, по которой работает UniWeb, в России уже есть, и достаточно давно. Возможно, то, что стартап пришел на рынок со свежими силами, позволит им немного расшевелить его.

Анастасия Тюрина, директор управления инновационной деятельностью НИУ ВШЭ:
Аудитория привыкла к бесплатному контенту в Интернете, поэтому проекты в сфере e-learning смогут быть успешными, только собрав миллионы пользователей по всему миру, которые будут готовы платить только незначительные деньги за сервис.

Айнур Абдулнасыров, основатель сервиса LingvaLeo:
Главное преимущество UniWeb — его ориентированность на локальный рынок. Предлагая курсы конкретно под запрос российских клиентов, компания может конкурировать с универсальными сайтами вроде Coursera. Для стартапа будет важно наладить качественный маркетинг, обеспечить PR-продвижение бренда в студенческой среде, возможно, с использованием игровых механик.