07.06.2013

Депутаты из комитета ГД по культуре внесли в Думу свой антипиратский законопроект, не дожидаясь правительственного. Представители интернет-отрасли удивлены.

Первый зампред комитета Госдумы по культуре Елена Драпеко ("Единая Россия"), зампред того же комитета Владимир Бортко (КПРФ) и член комитета по культуре Мария Максакова-Игенбергс ("Единая Россия") внесли в Думу законопроект о борьбе с интернет-пиратством. Они не стали дожидаться пока правительство проведет согласительные процедуры по антипиратскому законопроекту Минкультуры. Это стало неожиданностью для Минкомсвязи и представителей интернет-отрасли.

— Минкультуры всё никак не вносил антипиратский законопроект, — поясняет один из авторов законопроекта, депутат Елена Драпеко. — Мы решили не дожидаться их и внесли свой. На рынке ситуация такая, что ждать нельзя. К нам приходит много жалоб от кинематографистов, которые жалуются, что у них крадут фильмы.

Согласно законопроекту, все гражданские дела, связанные с защитой интеллектуальных прав в интернете, в первой инстанции будут рассматриваться в Московском городском суде. И именно этот суд будет рассматривать заявления о принятии предварительных обеспечительных мер по таким делам (например, о блокировании доступа к информации до вынесения приговора по делу).

—У нас в стране не прецедентное право, а во многих региональных судах нет компетенции по работе с правообладателями. Поэтому мы решили, что споры в области авторского права должен решать Московский городской суд, — добавляет Драпеко. — Мы разговаривали с их представителями, они обещали, что подготовят дополнительных специалистов по авторскому праву.

Источник в Минкомсвязи заявил "Известиям", что появление данного законопроекта стало для них неожиданностью — его с министерством и с представителями отрасли никто не согласовывал.

В компании Google "Известиям" подтвердили, что представители отрасли не участвовали в разработке данного документа и не знали о его подготовке.

— За последние несколько недель мы провели множество встреч с правообладателями. Мы сами заинтересованы в появлении антипиратcкого закона, считаем, что лучшей моделью мог бы стать американский Digital Millennium Copyright Act (DMCA). Он уже работает, и правообладатели им довольны, — говорит Марина Жунич, директор по взаимодействию с госорганами Google Russia. — На днях в Минэкономразвития нам предложили разработать свою версию законопроекта, и мы считали, что участвуем в создании закона. Но, как оказалось, это не так. Интернет-индустрия не принимала участия в разработке этого документа. Никто текста не видел.

В депутатском законопроекте дано определение информационных посредников (провайдеры связи и хостинга) и уточняется, в каких случаях не несут ответственности за нарушение авторских прав в Сети. Предложенная процедура блокировки пиратского контента выглядит следующим образом. Правообладатель обращается в суд и, в качестве обеспечительной меры, может потребовать (доказав свои права на указанный контент) заблокировать нелегальную информацию. В случае удовлетворения иска судом, правообладатель обращается в Роскомнадзор (это ведомство с 1 ноября прошлого года ведет черный список сайтов с запрещенным контентом) с заявлением о принятии мер по ограничению доступа к ресурсу. В течение трех рабочих дней Роскомандзор должен определить хостинг-провайдера сайта, направить ему уведомление на русском и английском языках о нарушении авторских прав — с требованием удаления нелицензионного контента.

Хостер в течении суток после получения требования от Роскомнадзора обязан проинформировать владельца сайта и попросить его удалить незаконно размещенную информацию. В случае отказа или бездействия владельца, хостер обязан заблокировать нелегальный контент самостоятельно. Если ни хостер, ни владелец сайта не выполнили требований антипиратского закона, то сведения, позволяющие идентифицировать информационный ресурс в интернете, направляются операторам связи — они должны блокировать либо сайт, либо информацию, незаконно размещенную на нем.

Если суд впоследствии примет решение отменить ограничение, Роскомнадзор должен проинформировать об этом хостеров и операторов связи в течение трех рабочих дней.

— Законопроект устанавливает жесткие меры, направленные на защиту правообладателей. При этом интересы общества не учтены в достаточной мере, — сетует аналитик Российской ассоциации электронных коммуникаций Ирина Левова. — Мы считаем некорректным использовать черные списки для защиты авторского права. Учитывая, что нет норм, предписывающих блокировать отдельные страницы сайта (URL), все будут блокировать весь сайт (по IP). По авторским правам мы выступам за аналог DMCA.