"Ростелеком" просел за квартал
Выручка "Ростелекома" за I квартал 2013 г. уменьшилась на 10% - до 77,1 млрд руб., чистая прибыль упала вдвое по сравнению с предыдущим годом – до 6,4 млрд руб. Чистый долг компании составляет 206,3 млрд руб.
Таковы обнародованные вчера финансовые итоги оператора за I квартал в соответствии со стандартами международной финансовой отчетности МФСО. Показатель OIBDA упал на 16% - до 28,8 млрд руб. Капитальные вложения "Ростелекома" составили 24,8 млрд руб., или 32,3% от выручки – на 22% больше, чем год назад.
Число пользователей местной телефонной связи за год снизилось на 5% - до 26,8 млн, а доходы упали на 1%, до 21,4 млн руб. Количество абонентов ШПД выросло на 12% (год к году), до 9,5 млн, число абонентов "на оптике" увеличилось в 1,6 раза, до 3,1 млн. Выручка по этому сектору возросла на 10% - до 13,3 млн руб.
Количество абонентов услуг платного ТВ возросло на 13% год к году, до 6,8 млн, в том числе абонбаза услуги интерактивного ТВ увеличилась почти в два раза, до 1,6 млн пользователей.
Рост продемонстрировала и абонентская база мобильной связи – 3% год к году, до 13,6 млн, однако выручка здесь снизилась на 5% - до 9,5 млн руб. Как отмечается в сообщении компании, к настоящему моменту в 24 регионах России построены и протестированы сети 3G+ , а в 17 регионах осуществлен коммерческий запуск.
"Результаты I квартала 2013 г. в целом отражают тенденции развития бизнеса, которые я увидел в первые два месяца с момента назначения, - заявил президент ОАО "Ростелеком" Сергей Калугин. – "Ростелеком" лидирует на рынке страны по таким показателям, как темп роста подключений к оптической сети широкополосного доступа в Интернет и к услугам интерактивного телевидения, определяя само развитие этих сегментов рынка".
По словам Калугина, сегодня, на этапе активного инвестирования в модернизацию сетей, рано говорить о влиянии новых продуктов на динамику выручки группы. Однако среднесрочный негативный эффект в прибыльности бизнеса уже ощутим.
"В связи с этим компания ставит перед собой ряд задач, решение которых поможет существенно нарастить конкурентоспособность и привлекательность бизнеса для всех акционеров, - подчеркнул топ-менеджер. – В частности, крупнейшая сеть связи нуждается в модернизации, нам нужны новые продукты и услуги, качество обслуживания клиентов необходимо значительно улучшать. Многое можно и нужно сделать в направлении существенного повышения эффективности бизнеса и качества корпоративного управления. Помимо этого перед компанией стоит крайне важная и сложная задача изменения корпоративной культуры, повышения вовлеченности работников в наше общее дело – дать нашему клиенту привлекательные пакетные предложения и качественный сервис".
По мнению аналитика RMG Research Ксении Арутюновой, выручка "Ростелекома" сократилась в основном из-за эффекта высокой базы, так как в I квартале прошлого года компания получила дополнительные доходы от организации видеонаблюдения на выборах. "Без учета тех разовых платежей выручка "Ростелекома" показала 3%-ный рост, что находится на уровне наших годовых прогнозов. Рентабельность по OIBDA упала на 3% (с 40% до 37%) год к году из-за инвестиций в развитие 3G-сети, а чистая прибыль сократилась в два раза", - подчеркнула она. С такой оценкой согласился и эксперт Райффайзенбанка Сергей Либин.
Как считает Арутюнова, негативная динамика по всем ключевым показателям вкупе с 10%-ным ростом чистого долга и 22%-ным увеличением капитальных вложений выглядит весьма печально. Ее коллега Сергей Либин уточнил, что для него особенным разочарованием были слабые показатели инновационного сегмента, на который делались ставки. "Не видно, чтобы он работал так, как было заявлено", - заметил аналитик.
Оба эксперта назвали позитивным моментом ускорение роста доходов от фиксированного ШПД, но отметили снижение выручки от мобильной связи. При этом Либин также обратил внимание на снижение операционных издержек.
"В целом мы считаем, что результаты I квартала слабы. Несмотря на то что выручка за I квартал 2012 г. была завышена прочими доходами, мы удивлены сокращением продаж в сегменте мобильных услуг, - поделилась впечатлениями Ксения Арутюнова. – Давление на рентабельность бизнеса "Ростелекома" было ожидаемым, так как существует определенный разрыв между инвестициями в сеть и позитивным эффектом в выручке компании, однако мы считали, что этот лаг можно сгладить ростом доходов от других маржинальных услуг".
Аналитик Райффайзенбанка в свою очередь полагает, что к недополучению выручки от новых направлений могла привести смена менеджмента компании.
Исследователи прогнозируют, что в следующих кварталах "Ростелеком" покажет более сильные результаты. "Динамика, естественно, будет лучше, так как не будет эффекта высокой базы, - рассуждает Сергей Либин. – Также не будет падения выручки, а произойдет рост показателей за счет запущенной в конце квартала услуги 3G. До конца года будут приняты стратегические решения, в том числе станут развиваться новые направления, которые смогут улучшить ситуацию".