14.05.2013

У российских чиновников новая цель — интернетизация всей страны. Операторы готовы участвовать в этом, если государство изыщет способ компенсировать их убытки.

В 2010 г. тогдашний премьер Владимир Путин обмолвился, что зарубежный роуминг слишком дорог. Два года спустя проблема если и не была снята, то, во всяком случае, стала менее острой: операторы удешевили звонки за рубежом в разы, а по ряду направлений и в десятки раз. В том же 2010 году Путин, проехав по трассе Чита — Хабаровск, возмутился отсутствием устойчивого мобильного сигнала — и операторы быстро исправились, заодно пообещав покрыть связью и другие магистрали.

На очереди широкополосный интернет-доступ (ШПД). В сентябре 2012 г. вице-премьер Аркадий Дворкович заявил, что к 2015 г. ШПД должен появиться по всей территории, где проживает 95% россиян, а замминистра связи Денис Свердлов пообещал, что Минкомсвязи разработает программу развития ШПД.

Удвоение ШПД

"К 2018 г. интернет должен стать таким же доступным, как электричество, и 80% жителей будут иметь возможность подключиться к кабельному интернету на скорости 100 Мбит/с", — гласит одна из целей Минкомсвязи. В конце 2012 г. к фиксированным сетям ШПД было подключено, по оценке AC&M-Consulting, 21,8 млн российских домохозяйств — около 42%. Чтобы удвоить этот показатель к 2018 г., надо подключать по 5 млн домохозяйств в год, подсчитало Минкомсвязи. Для этого операторы должны продолжать строить оптоволоконные линии, а все новые дома — в обязательном порядке оснащаться кабельной разводкой.

Первоочередная задача — провести оптоволокно в 35 российских городов с населением более 10 000 человек, где до сих пор нет ни нормального интернет-доступа, ни качественной голосовой связи, говорит представитель Минкомсвязи. Большинство таких городов на Дальнем Востоке (в том числе восемь — в Якутии). Поскольку операторам такие проекты экономически неинтересны, государство должно использовать механизм "умного субсидирования", выступая заказчиком услуг связи и заключая с операторами долгосрочные договоры на 3-5 лет, считает представитель министерства. Прямого финансирования не будет, но Минкомсвязи не против, чтобы возможные убытки провайдеров возмещались из резерва универсальной услуги, куда все операторы отчисляют по 1,2% доходов от услуг связи. Сейчас средства этого резерва идут на компенсацию убытков от таксофонов и пунктов коллективного интернет-доступа. Другой вариант профинансировать развитие ШПД — направить на это сумму, складывающуюся из платежей операторов за частоты, говорит представитель Минкомсвязи.

Кабель или соты?

Большинство операторов, опрошенных "Ведомостями", массовое строительство сетей ШПД уже завершили — по крайней мере, фиксированных. Активную стройку продолжает только ТТК, говорит ее вице-президент — руководитель блока "Доступ" Светлана Шамзон: сеть ТТК расширяется в среднем на 250 км и подключает 100 000 домохозяйств в месяц. Впрочем, ТТК вышла на рынок ШПД недавно и ориентируется на небольшие города (до 200 000 жителей). А представители "Ростелекома", "ЭР-телекома" и "Вымпелкома" — лидеров рынка — говорят, что сети их компаний уже построены. Теперь инвестиции идут на модернизацию "последней мили" (отказ от технологии xDSL в пользу FTTx и GPON), уточняет Андрей Поляков из "Ростелекома".

Дальнейшее развитие сетей фиксированного доступа все менее рентабельно, объясняет старший аналитик БКС Анна Курбатова: в больших городах сети построены, а тянуть оптоволокно в сельские районы невыгодно. Прокладка километра магистральной оптоволоконной сети стоит 300 000-600 000 руб., рассказывает сотрудник одного из операторов. Если условия сложные — горный ландшафт, водные преграды, нет электропитания и т. п., то дороже. При наличии транспортной сети до населенного пункта подключение одного домохозяйства по технологии FTTB обходится в 2-3 млн руб., резюмирует собеседник "Ведомостей". А к труднодоступным населенным пунктам нужно проложить тысячи километров оптики, причем спрос на услугу ШПД там не гарантирован, замечает Поляков.

Предложения Минкомсвязи операторам в целом нравятся. Можно предоставить компаниям, строящим сети в удаленных регионах, налоговые льготы или обязать местные госструктуры заключать с ними долгосрочные договоры, согласна Шамзон из ТТК. Включение мобильной связи, и в том числе мобильного ШПД, в перечень универсальных услуг тоже позитивно скажется на доступности интернета в регионах, говорит пресс-секретарь МТС Ирина Агаркова. Но важно, чтобы операторы сами решали, какую технологию доступа использовать, добавляет Поляков. Фиксированному доступу они явно предпочитают беспроводной: у МТС, например, сети 3G работают уже более чем в 14 000 населенных пунктов, а теперь начинаются и запуски LTE.