18.02.2013

Партнеры венчурного фонда Phenomen Ventures (PV) Дмитрия Фальковича увеличили его объем с $50 млн до $300 млн. Инвестиционная стратегия при этом осталась неизменной: PV по-прежнему интересны вложения в мобильные приложения, online-travel, финансовые услуги в интернете, а также онлайн-образование.

О том, что объем венчурного фонда Phenomen Ventures (PV) в январе увеличился с $50 млн до $300 млн, "Ъ" рассказал источник на российском венчурном рынке и подтвердил основатель и управляющий партнер PV Дмитрий Фалькович. По его словам, деньги предоставляют "российские частные инвесторы", а увеличение фонда произошло по закрытой подписке — ранее существовавшие партнеры PV инвестировали дополнительный капитал. "Причины просты: они довольны тем, как прошли предыдущие раунды Phenomen Ventures и как растут и развиваются проинвестированные проекты",— говорит господин Фалькович.

"У PV глобальный фокус, мы ищем проекты международного качества",— продолжает предприниматель, отмечая, что "хотелось бы инвестировать больше в России". Сегменты, на которых фокусируется PV: utility applications (мобильные приложения, облегчающие людям жизнь), online-travel, финансовые услуги в интернете (в том числе мобильные финансы, кредитование, краудфандинг), а также онлайн-образование. "Сейчас гораздо больше действующих бизнес-моделей, в отличие от того, что мы наблюдали еще лет десять назад, и нам интересно в этом участвовать",— рассуждает господин Фалькович. По его словам, практика по выходу из проектов планируется стандартная для венчурных фондов: "Через три-пять лет в идеале вывод на IPO".

Это уже немаленькие и быстро растущие сегменты потребительского сектора, оценивает старший аналитик ABRT Venture Fund Андрей Гершфельд: "Глобальный взгляд требует и значительных инвестиций: очевидно, фонд, ориентированный на мировой рынок, должен быть больше на порядок, чем $50 млн". Вложение в протестированные модели на потребительском рынке также накладывает ограничение снизу на размер инвестиций и возможности продолжать инвестирование в последующих раундах, считает господин Гершфельд.

Дмитрий Фалькович, прежде отвечавший за стратегию и инвестиции интернет-инкубатора netBridge, а позже — за сделки по покупке Mail.ru и List.ru (затем преобразованы в Mail.ru Group), основал PV на $50 млн в апреле прошлого года. До увеличения объема фонда PV инвестировал в сервис онлайн-бронирования авиабилетов Onetwotrip, американский сервис видеорекламы для мобильных устройств Virool.com, онлайн-магазин дизайнерских вещей и аксессуаров Fab.com, а также сервис для заказа такси Hailo. "Если раньше PV инвестировал в один проект $1-10 млн, то теперь мы можем вкладывать до $20-25 млн в один стартап. Намерены профинансировать порядка 10-20 проектов в год",— делится планами Дмитрий Фалькович.

Кроме того, в декабре PV совершил еще одну сделку, вложив в развитие британского сервиса миникредитования Ezbob $2,7 млн (по данным Crunchbase, общая сумма инвестиций в компанию составила уже свыше $5 млн). Ezbob предоставляет оборотный капитал британским предприятиям e-commerce (малому и среднему бизнесу), торгующим на eBay и Amazon. По словам господина Фальковича, с ноября по январь Ezbob выдал уже 250 кредитов на сумму $2 млн. Аналог Ezbob — американский Kabbage. Сервис, где зарегистрировались и подали заявку на кредит уже около 1,5 тыс. бизнесов, зарабатывает на комиссии, взимая 2-7% от суммы кредита в зависимости от онлайн-продаж и кредитного качества клиента.