Участники интернет-рынка критикуют идею законопроекта о регулировании сети
Крупнейшие российские интернет-компании "Яндекс" и Mail.ru Group, а также Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) высказались против разработки комплексного законопроекта об интернете.
Одновременно они выступили за "точечные" поправки в законодательство, регламентирующие деятельность в сети.
"Ни в одной из стран мира нет всеобъемлющего законодательства об интернете - одним правовым актом просто невозможно охватить все, что в нем происходит, - заявила "Интерфаксу" директора по связям с госорганами "Яндекса" Марина Янина. - Все главные вопросы, возникающие при использовании интернета, в России уже регулируются федеральными законами - "О связи", "Об информации", "О СМИ" и другими правовыми актами, и несовершенство этих нормативных документов нужно корректировать "точечными" поправками, касающимися конкретных аспектов соответствующих правоотношений".
"Мы поддерживаем отраслевую позицию, сформулированную РАЭКом, суть которой в том, что есть определенные пробелы в регулировании - например, затрудняющие реальную электронную торговлю, или устаревшие нормы, касающиеся, в частности, лицензирования в сфере связи, которые нуждаются в срочной корректировке, - сообщил директор по связям с госорганами Mail.ru Михаил Якушев. - Мы предложили как раз создать перечень норм, требующих пересмотра, отмены или дополнения - что повлечет за собой изменения в действующие федеральные законы".
Во вторник, 12 февраля, состоялось заседание экспертного совета по интернету и развитию электронной демократии при комитете Госдумы по информационной политике, ИТ и связи. На нем депутат Госдумы Роберт Шлегель представил проект "Концепции регулирования правоотношений в сети Интернет" и предложения по ее реализации. Их суть - разработка комплексного закона или законодательства по регулированию интернета.
"Сейчас возникает огромное количество инициатив по регулированию интернета, не всегда соотносящихся с реалиями интернет-рынка, - считает М.Янина. - И, главное, нужно учитывать интересы развития отрасли и накопленный опыт, в том числе международный".
По словам директора РАЭК Сергея Плуготаренко, в настоящее время в России отсутствует правовая основа для отдельного закона, связанного исключительно с регулированием правоотношений в интернете, а за основу работы необходимо взять перечень пробелов в регулировании интернета в уже существующем законодательстве. "Прежде всего тех проблем, которые мешают эффективному правоприменению или затрудняют развитие интернет-индустрии", - сказал он.
Ассоциация планирует сформулировать предложения интернет-индустрии по этому вопросу к 8 марта текущего года.
РАЭК в своем заявлении в среду также назвала причастными к созданию концепции Р.Шлегеля две организации: Лигу безопасного интернета (ЛБИ) Константина Малофеева (разработчик закона о "черных списках") и Фонд информационной демократии Ильи Массуха (экс-замглавы Минкомсвязи). По мнению РАЭК, они "не могут рассматриваться как представители интересов интернет-индустрии или общества".
По информации М.Якушева, Фонд информационной демократии выступил одним из разработчиков концепции.
И.Массух рассказал "Интерфаксу", что его фонд недавно присоединился к подготовке концепции и готов выступить в качестве публичной площадки для экспертного обсуждения готовящихся изменений законодательства.
"Лига будет оказывать экспертную и юридическую поддержку в ходе разработки необходимых нормативно-правовых актов, - заявил "Интерфаксу" руководитель Лиги Денис Давыдов. - Но она не будет главным застрельщиком".
При этом Д.Давыдов отметил, что, по его мнению, более правильный подход - подготовка именно комплексного закона.
"За последние 10 лет было принято только несколько разнородных законодательных актов, касающихся интернета, - подчеркнул Д.Давыдов. - Комплексный закон нужен, в том числе, для того, чтобы охватить одним взглядом все взаимоотношения в интернете и урегулировать их, создать единые правила, не оставляющие лазеек для ухищрений".
Также Д.Давыдов поддержал идею экспертного обсуждения вопросов по регулированию интернета на отдельной площадке. "Иначе получится как со 139-ым законом (о защите детей от вредоносного контента - ИФ), когда все говорили, что ничего не надо делать, не надо трогать интернет, а когда законопроект появился, стали жаловаться, что их не пригласили, они не участвовали", - сказал он.
Согласно проекту концепции, в законодательстве необходимо прописать понятийный аппарат, "необходимый для отражения специфики взаимодействия всех субъектов сети интернет", а также "установить правовой статус основных технологических, информационных и инфраструктурных элементов сети интернет".
Авторы документа также предлагают определить порядок взаимоотношений в сфере электронных платежей, онлайн-торговли, интернет-рекламы, облачных сервисов, поисковиков, сервисов индексации и агрегации контента, социальных сетей.
Также должны быть проработаны вопросы защиты авторских прав и персональных данных. Законопроект должен содержать механизмы борьбы с мошенничеством, спамом, ненадлежащей рекламой и "распространением вредоносной информации".
Концепция декларирует своей целью "достижение равновесной правоприменительной ситуации как в сети интернет, так и вне ее пределов".