Как интернет стал вторым медиа в России
В 2012 году "Яндекс" обошел по аудитории главную телевизионную кнопку страны — "Первый канал".
По расчетам Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) и Высшей школы экономики, в этом году оборот интернет-компаний превысит 0,7 трлн руб., или 1,5% национального ВВП. Большая часть объема интернет-экономики приходится на электронную коммерцию — торговлю и платежи. Реклама и маркетинг — второй по величине сегмент.
В глазах "больших" медиа — телевидения и прессы — интернет долго оставался наглым и шустрым новичком, живущим за счет рекламы мелкого и среднего бизнеса. Но в 2008-2009 гг., когда рекламный рынок обрушился вслед за финансовым, интернет оказался единственным медиа, чьи доходы продолжали расти. Уже в 2010 г. онлайн-компании вновь стали прибавлять по 40-50% в год — такие темпы роста не снились больше ни одному медиа в России. Большие селлеры продолжали еще смотреть на сеть свысока: крупные рекламодатели никогда не будут тратить в рунете больше 10% бюджетов, уверяли они.
Но уже к 2011 г. рекламодатели тратили на продвижение в сети больше 15% бюджетов, а по результатам III квартала прошлого года интернет по доходам обогнал прессу. В результате в прошлом году издательские дома собрали рекламы, по данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), на 40,4 млрд руб., а интернет-компании — на 41,3 млрд руб.
Непоколебимым остается только ТВ. Интернет успешно отгрызает куски рекламного пирога и у прессы, и у радио, и у наружки, но на телевидении рекламодатели стабильно тратят не меньше половины бюджетов. Более того, когда в конце этого лета на телеканалах внезапно осталось свободное время под рекламу и телеселлеры начали агрессивные переговоры с клиентами, интернет-компании это сразу почувствовали по стремительно иссякающим ручейкам денег в свои карманы. Интернет, несомненно, самое модное и прогрессивное медиа, но ТВ все еще правит в российском медиацарстве. Среди крупнейших рекламодателей до сих пор можно найти компании, которые почти не тратят деньги на интернет, но нет, кажется, ни одного, кто готов всерьез даже рассуждать о возможности отказаться от телевизионной рекламы. Очевидно, вот-вот начнет действовать обратное правило: представить рекламную кампанию без интернета станет невозможно.
Причина лежит на поверхности: потенциальные клиенты проводят в сети все больше времени. Весной этого года людей, которые заходили на "Яндекс", впервые стало больше тех, кто смотрит "Первый канал". Так, в апреле "Яндекс" посещало 19,1 млн человек в день, а "Первый канал" смотрело 18,2 млн человек в день, подсчитала аналитическая компания TNS (аудитория 12-54 лет в городах с населением более 100000 человек). Можно спорить, является ли поисковик полноценным медиа, или о том, сравнится ли когда-нибудь онлайн-баннер по эффективности восприятия с роликом внутри любимого сериала (твердого научного доказательства или опровержения последнего не найти), но факт остается фактом: на "Яндексе" рекламу уже видит больше потенциальных клиентов, чем на "Первом канале". И уже в 2013 году "Яндекс", скорее всего, сможет конвертировать это преимущество в твердую валюту: как прогнозирует аналитик Sberbank Investment research Анна Лепетухина, интернет-компания обгонит по выручке главную кнопку страны.