Технологии не терпят налогов. IT-компании претендуют на значительные льготы
Украинские IT-компании получат еще большие налоговые льготы, чем ожидалось. Законопроект, предполагающий значительное снижение налогов для разработчиков ПО и системных интеграторов, ко второму чтению был дополнен новыми правками, увеличивающими поддержку отрасли. Участники рынка считают, что это может вызвать недовольство Минфина и привести к тому, что законопроект вообще будет отклонен.
Вчера в Госагентстве по вопросам науки, инноваций и информатизации сообщили, что подготовили ко второму чтению редакции поправок к законопроектам "Об экономическом эксперименте по созданию благоприятных условий для развития в Украине индустрии программной продукции" и "О специальном режиме налогообложения субъектов индустрии программной продукции". В госагентстве отмечают, что изменения уже отправлены в парламент, и законопроекты могут быть приняты до конца апреля.
Основные поправки, внесенные ко второму чтению, предусматривают еще большее снижение налогов для IT-бизнеса. В Госинформнауки предлагают установить ставку налога на прибыль в 5% на 2013-2015 годы, а затем один раз в три года повышать ее до 16%, тогда как раньше предлагалось снизить ставку с 21% до 16%. В справке к документу поясняется, что при его разработке учитывались мнения представителей бизнеса, высказанные на встречах с премьер-министром Николаем Азаровым. На снижении налога на прибыль зимой настаивали представители "Европейской бизнес ассоциации", среди членов которой такие IT-компании, как GlobalLogic Ukraine, Telesens International, Sigma Ukraine и SoftServe, однако в их проекте предлагалось закрепить налог на уровне 5% без дальнейшего повышения.
Предложение новых налоговых льгот может вызвать недовольство Минфина, считает Игорь Лисицкий, вице-президент ассоциации "Информационные технологии Украины", в которую входят такие крупные IT-компании, как Сiklum, "Инком", "Миратех". "Мы и так замахнулись на серьезное снижение единого социального взноса и налога на доходы сотрудников. Пришлось долго объяснять, что это в перспективе повысит поступления в бюджет",- отмечает он. В первом чтении было принято снижение ставки единого социального взноса для сотрудников компаний до 36,76% от размера двух минимальных зарплат, а ставки подоходного налога - с 15% до 5%. По мнению авторов, это приведет к выводу зарплат из тени и принесет бюджету дополнительно 6,8 млрд грн за 5 лет. "Напишем такое же пояснение и к налогу на прибыль,- предлагает один из разработчиков законопроекта, заместитель главы комитета по вопросам финансов, банковской деятельности, налоговой и таможенной политики Евгений Царьков.- В Минфине всегда найдутся противники снижения налогов, но бизнес ждет этого".
Еще один спорный пункт документа - закрепление за Госинформнауки полномочий по приему заявок от компаний, претендующих на льготы. В тексте законопроектов, принятых в первом чтении, эту функцию планировалось передать налоговой. В справке к документу отмечается, что на таких поправках настаивали сами налоговики. "Они утверждали, что не имеют необходимых компетенций и не хотели расширять штат",- поясняет Евгений Царьков.
Впрочем, и в этот текст еще могут быть внесены значительные изменения. Предложенные Госинформнауки поправки поданы в парламент господином Царьковым, утверждает источник "Ъ" в ведомстве. В беседе с корреспондентом "Ъ" господин Царьков подтвердил эту информацию. "Он не мог это сделать, не согласовав с другими авторами законопроекта,- удивляется господин Лисицкий.- А с нами он согласовал только пункт о расширении эксперимента на компании со штатом до 70 человек". Прокомментировать эти слова господин Царьков отказался. "Я внес несколько правок, не могу сейчас назвать все",- заявил он.