СНГ распробовал сотовую связь
АЛЕНА БАЦМАН
© ComNews
07.09.2011
За последние два года сотовый рынок Узбекистана продемонстрировал наибольший прирост среди стран СНГ, увеличившись на 36% и составив $972 млн по итогам 2010 г. Хуже всех развивался рынок Армении - он упал на 70%, а российский рынок вырос лишь на 5%, до $25 млрд. Такие данные обнародовали аналитики ComNews Research, изучив динамику рынков сотовой связи в странах СНГ и в Грузии.
Согласно исследованию за 2008-2010 гг., по итогам 2010 г. Армения, Белоруссия, Казахстан, Россия и Украина по уровню проникновения услуг сотовой связи преодолели 100%-ный рубеж. "Азербайджан, Киргизстан, Молдавия и Таджикистан находятся на пороге полного проникновения услуг сотовой связи среди взрослого и работоспособного населении - от 85% до 100%, и лишь в Грузии, Туркменистане и Узбекистане услугами мобильной связи пользуются 63-75% всего населения страны", - сообщают аналитики ComNews Research.
Во всех 12 странах Содружества значительно снизился показатель ARPU (среднемесячная выручка от одного абонента) - в среднем на 10% ежегодно. Упал и показатель APPM (средняя стоимость минуты разговора) - на 22% ежегодно в долларовом эквиваленте по всем странам. В то же время растет показатель средней продолжительности разговора абонента (MoU) - на 15% ежегодно. "Наибольшее снижение APPM в целом за два года показал рынок Украины - на 68%, а наименьшее снижение зафиксировано на рынке Таджикистана - 1%", - констатируют авторы исследования.
Таджикистан - вторая страна СНГ, где присутствует ОАО "МегаФон". "В 2010 г. "МегаФон-Таджикистан" построил более 600 новых базовых станций, из них 80% поддерживают технологию 3G. Общая сумма инвестиций в сеть за последние три года составила более $100 млн", - сказала репортеру ComNews пресс-секретарь "МегаФона" Юлия Дорохина. По ее словам, "МегаФон-Таджикистан" планирует увеличить число абонентов в два раза, что "позволит занять справедливую долю рынка по выручке и стать одним из лидеров на телекоммуникационном рынке Таджикистана".
В Узбекистане снижение ARPU в годовом исчислении обусловлено ростом абонентской базы за счет массового сегмента рынка. "Эти показатели отражают стремление конкурентов захватить часть рынка. Мы не намерены продавать свою долю рынка в Узбекистане в дальнейшем", - заявил вчера журналистам президент ОАО "МТС" Андрей Дубовсков, комментируя финансовые итоги МТС в странах СНГ. А на Украине, по его словам, рост ARPU в квартальном исчислении отражает позитивные сезонные тренды. "Украина при меньших затратах показывает стабильный рост выручки и рентабельности", - отметил Андрей Дубовсков.
"Страны СНГ следуют общемировым тенденциям развития сотовой связи, - подчеркнула аналитик ComNews Research Марина Коробкова. - За три года рынки всех 12 стран переживали сокращение показателей ARPU и APPM. Также прослеживается единая для всех стран тенденция увеличения MoU и доли выручки от дополнительных услуг связи в общем объеме доходов операторов".
"Взаимосвязь ВВП на душу населения и средней стоимости одной минуты разговора стала четко выраженной, - делится Марина Коробкова. - Помимо этого, долевое распределение абонентов среди участников рынка во всех странах, исключая Туркменистан, стало более справедливым - доля ведущего оператора связи на всех рынках, кроме украинского, снизилась, как за счет прироста новых абонентов, так и за счет сильной маркетинговой и ценовой конкуренции".
В заключение аналитики отмечают, что наименее конкурентен рынок сотовой связи по итогам 2010 г. в Туркменистане, Армении, Молдавии и Казахстане, наиболее конкурентный - в Таджикистане и России. При этом, по данным ComNews Research, рынок Казахстана стал единственным, где количество игроков не уменьшилось, а наоборот увеличилось. "Однако эффект от появления третьего GSM-оператора станет заметным только по итогам 2011 г.", - указывает Марина Коробкова. Несмотря на положительную динамику, ни одна из стран еще не достигла уровня умеренной концентрации рынка, подытожила она.