Телезрители уткнулись в мониторы
АЛЕКСЕЙ РЕРИХ
© ComNews
07.09.2011
Телезрителей все больше интересует Интернет: они меньше смотрят эфирное ТВ, предпочитая потоковое видео и видео по запросу, и даже при просмотре телешоу или спортивных программ параллельно продолжают вести активную сетевую жизнь, обмениваясь в социальных сетях и чатах мнениями о просмотренном, а также играют в сетевые игры. Любопытно, что в этом смысле россияне - самые продвинутые. Такие данные содержатся в исследовании Ericsson ConsumerLab.
Исследование было сфокусировано на изучении отношения потребителей к коммуникационным сервисам и ТВ-продуктам. Эта информация в первую очередь ориентирована на операторов и сервис-провайдеров с тем, чтобы улучшить понимание потребностей пользователей и учитывать их при планировании развития бизнеса. Для сбора данных были проведены 13 тыс. интервью в Австралии, Австрии, Бразилии, Китае, Германии, Нидерландах, России, Испании, Швеции, Тайване, Великобритании, США и Южной Корее.
За прошедший год на 4% - с 88% до 84% - снизилось число зрителей эфирного ТВ (те, кто смотрит его хотя бы раз в неделю). При этом с 44% до 47% выросло число тех, кто смотрит в Интернете потоковое видео, заменяя себе тем самым просмотр телевизора, и на 2% увеличилась аудитория сервисов "видео по запросу".
В Ericsson ConsumerLab отмечают и еще одну важную тенденцию. "Большинство семей во время просмотра телепрограмм используют Twitter, Facebook, интернет-мессенджеры и форумы для обсуждения увиденного. Особенно это характерно для реалити-шоу и спортивных передач. Такие обсуждения наполняют просмотр шоу новым смыслом. Телезрителям веселее и интереснее смотреть "эти ужасные" реалити-шоу, выступления "бездарных" и "безвкусно одетых" исполнителей или радоваться голу, забитому любимой командой, если есть возможность тут же обсудить это в социальных сетях", - констатирует старший консультант Ericsson ConsumerLab Андерс Эрландссон.
Руководитель пресс-службы Ericsson в России Сергей Скрипников обращает внимание, что самыми продвинутыми в плане использования Сети оказались как раз россияне. Точных цифр в компании пока назвать не могут, но общий тренд указывает на то, что россияне и больше сидят в соцсетях при просмотре ТВ, и вообще активнее пользуются Сетью, предпочитая Интернет телевидению.
Большинство представителей российского ТВ-бизнеса согласны с тем, что такая тенденция существует, однако далеко не все готовы дать оценку ситуации: от комментариев отказались представители "Телекомпании НТВ", не удалось получить комментариев и у представителей "Первого канала".
"Мы, разумеется, осведомлены о наличии такой тенденции и даже собираемся уже этой осенью выложить в Интернет адаптированный под сетевой формат контент, - поделилась с ComNews директор по развитию ООО "Эксперт-ТВ" Елена Крылова. - Часть ТВ-контента наверняка адаптировать не удастся, в связи с чем мы планируем производство собственного, специально рассчитанного на сетевое вещание контента. Вместе с тем мы полагаем, что ближайшие 20-30-40 лет эфирное телевещание по-прежнему останется актуальным, хотя бы в силу того, что еще будут живы поколения, для которых Интернет - технологическая новинка, а телевизор - привычный способ проведения досуга".
Впрочем, не все игроки российского телерынка согласны с выводами Ericsson ConsumerLab. "Результаты исследования удивили отсутствием такой тенденции в телесмотрении, как увеличение зрительской аудитории тематического телевидения. Но возможно, этот тренд скорее актуален именно для России, а в исследовании приводятся только усредненные общие данные по 13 странам, - предполагает руководитель пресс-службы группы "Акадо" Денис Рычка. - Важно отметить и то, что если на европейском и американском телевизионных рынках актуально потребление VoD-сервисов, то в России он нивелирован популярностью торрентов, а также активным развитием в последнее время видеосервисов с лицензионным контентом. Обращает на себя внимание и количество зрителей, которые пользуются Интернетом во время просмотра телевизора. По нашим собственным измерениям, в России этот показатель находится на уровне 30%, но никак не 60%, как говорится в исследовании, так как проникновение Интернета пока несравнимо со странами - участниками опроса, да и культура телесмотрения россиян в целом пока отличается".
"То, что ТВ-контент стремительно смещается в Интернет, для нас очевидно, - делится Герасим Гадиян, гендиректор ЗАО "Эйч Ди Медиа", президент ассоциации HD Union. - Еще несколько лет назад мы уверенно говорили о том, что в цифровом сегменте эфирное вещание к 2015 г. будет занимать не более 27%. Сейчас речь идет уже о 15%. И это происходит и будет происходить во всех сферах, включая и HD-контент. И главные факторы здесь - техническая доступность и, прежде всего, интерактивность".