АЛЕНА БАЦМАН
© ComNews
06.09.2011

В сентябре Госдума рассмотрит законопроект "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса". Комментируя этот документ, вице-спикер Госдумы Валерий Язев посетовал, что в ТЭК почти не используются современные информационные технологии.

"Целью законопроекта является создание государственной информационной системы топливно-энергетического комплекса и формирование нормативно-правовой базы, определяющей ее правовой режим", - говорится в пояснительной записке к проекту федерального закона "О государственной информационной системе топливно-энергетического комплекса" (копия имеется в распоряжении ComNews). Законопроект внесен на рассмотрение правительством РФ, сообщил вчера журналистам вице-спикер Думы Валерий Язев.

По его словам, документ нужен для того, чтобы повысить эффективность государственных функций в сфере ТЭК и смежных отраслях с помощью государственной информационной системы для ТЭК. "Данный подход предполагает комплексное информационно-аналитическое обеспечение и совершенствование системы межведомственного информационного взаимодействия в сфере ТЭК на основе использования информационных технологий и технических средств, обеспечивающих автоматизированную обработку государственных информационных ресурсов ТЭК", - уверен Валерий Язев.

Как заметила в беседе с ComNews пресс-секретарь Валерия Язева Людмила Егоркина, сегодня информация для формирования государственных информационных ресурсов ТЭК предоставляется на договорной основе по усмотрению участников отрасли. В связи с этим сбор информации охватывает лишь тех участников рынка, которые в этом заинтересованы. "Данная выборка также не может обеспечить формирования целостного представления о состоянии ТЭК для оперативного и стратегического планирования развития отрасли, обеспечения энергоэффективного и энергобезопасного развития экономики России", - сообщается в пояснительной записке.

В пояснительной записке также говорится, что при информационном взаимодействии государственных органов и организаций ТЭК до сих пор преобладает бумажный документооборот, а современные информационные технологии почти не используются.

"Основным пробелом в законодательстве РФ, который предполагается устранить путем принятия законопроекта, является отсутствие правовых положений, обеспечивающих оперативное предоставление информации организациями ТЭК государственным органам для формирования государственной информационной системы ТЭК с использованием информационно-телекоммуникационных сетей и методов электронного документооборота", - заключает Валерий Язев.

Пресс-служба Министерства связи и массовых коммуникаций говорит, что для крупнейших игроков энергетического рынка РФ информатизация уже стала значимым инструментом стратегического управления. "Текущий уровень информатизации ТЭК позволяет эффективно внедрять различные системы управления, проводить процессы интеграции и консолидации энергопредприятий, создавать информационные системы на государственном уровне, - сказала репортеру ComNews пресс-служба Минкомсвязи. - Однако на государственном уровне в настоящее время целостная информационно-коммуникационная инфраструктура, позволяющая обеспечить предоставление информации в Государственную информационную систему топливно-энергетического комплекса (ГИС ТЭК), отсутствует". По ее словам, Минкомсвязи участвует в согласовании законопроекта. 

Усовершенствование принципов межведомственного взаимодействия является в последнее время предметом оживленной дискуссии. Так, меньше двух месяцев осталось до перехода госорганов на оказание услуг по принципу "одной инстанции": с 1 октября ведомства будут не вправе требовать у граждан информацию, содержащуюся в базах данных других ведомств. Те госорганы, которые не успеют наладить межведомственное взаимодействие, будут вынуждены нанять курьеров для пересылки документов, заявил недавно замглавы Минкомсвязи Илья Массух. Кроме того, Минкомсвязи может сократить таким госорганам бюджет на информатизацию, распределением которого занимается (см. новость ComNews от 19 августа 2011 г.).

"Всё будет зависеть от того, в каком виде он будет принят, - указывает ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент" Дмитрий Баранов. - Теоретически, закон может помочь: создать государственную систему учёта и контроля всех видов углеводородных ресурсов, способствовать более чёткому и рациональному их использованию. Деятельность ТЭКа станет более прозрачной, можно будет получать оперативную информацию о ситуации в отрасли, кроме того, можно будет сократить ненужную переписку между ведомствами и компаниями отрасли, избавиться от бумаги, перейдя на электронный документооборот, устранить имеющиеся противоречия в существующей нормативно-правовой базе, унифицировать использование существующих государственных информационных ресурсов топливно-энергетического комплекса". Со точки зрения эксперта, может потребоваться несколько десятков миллионов рублей, правда, не исключено, что стоимость вырастет и до нескольких сотен миллионов.

"Учитывая, что система, которую планируется создать, в первую очередь государственная, логично предположить, что государство и станет её финансировать. Но надо иметь в виду, что система будет активно взаимодействовать с участниками рынка, другими компаниями, а это означает, что и частный бизнес будет вынужден раскошелиться, хотя порядок сумм, вероятнее всего, будет меньше", - добавил Дмитрий Баранов.