"Акадо" подключит инвесторов к интернету. Четверть оператора могут приобрести шведский Kinnevik или американский Liberty Media
31.07.2008
Телекоммуникационный холдинг ЗАО "Акадо", подконтрольный консорциуму "Ренова" бизнесмена Виктора Вексельберга, может провести частное размещение 20-25% своих акций. Среди потенциальных претендентов на пакет - шведский фонд Kinnevik и американский медиаконцерн Liberty Media. Вырученные средства (свыше $400 млн, по оптимистичным оценкам), "Акадо" вложит в экспансию на региональный рынок широкополосного доступа (ШПД) в интернет.
О том, что "Акадо" ведет переговоры о продаже 20-25-процентного пакета, "Ъ" рассказал источник, близкий к покупателям актива. По его словам, организатором сделки выступает банк JP Morgan, представитель которого отказался вчера комментировать отношения со своими клиентами. В числе основных претендентов на пакет другой собеседник "Ъ", близкий к акционерам "Акадо", называет шведский инвестфонд Investment AB Kinnevik (владеет 47,7% голосующих акций "СТС Медиа" и 28,2% сотового оператора Tele2) и американский медиаконцерн Liberty Media. Вчера глава департамента по связям с инвесторами Kinnevik Торун Литзен отказался комментировать свое участие в сделке. Представители Liberty Media не ответили на запрос "Ъ". Официальный представитель холдинга "Ренова" Андрей Шторх не подтвердил и не опроверг грядущую сделку, а председатель совета директоров ЗАО "Акадо" Юрий Припачкин отказался от комментариев.
ЗАО "Акадо" (прежнее название ЗАО "Ренова Медиа") создано в марте 2006. Входящие в холдинг компании оказывают услуги телевидения, телефонии, доступа в интернет в массовом и корпоративном сегменте в Москве, Петербурге, Екатеринбурге, Минске (Белоруссия). В конце мая количество интернет-пользователей компании составило 550-600 тыс., а абонентов платного ТВ - 400 тыс. По оценкам ФК "Уралсиб", выручка "Акадо" по итогам 2007 года - около $144 млн. 51% "Акадо" принадлежит группе "Ренова" Виктора Вексельберга, 49% - председателю совета директоров Юрию Припачкину.
Поскольку текущая ситуация на фондовых рынках неблагоприятна для IPO, отмечает один из собеседников "Ъ", сейчас для "Акадо" более актуально частное размещение акций. Ранее господин Припачкин заявлял о планах выхода "Акадо" на биржу в конце 2008-начале 2009 года: к этому моменту стоимость активов, входящих в холдинг, должна была составить $2-2,5 млрд. Однако в июле представители "Акадо" заявили, что конкретные сроки IPO не определены. Сейчас, по оценкам аналитика ФК "Уралсиб" Константина Белова, стоимость бизнеса "Акадо" составляет около $600 млн, а по мнению старшего аналитика Альфа-банка Ивана Шувалова - всего $500 млн. Впрочем, управляющий партнер iKS-Consulting Татьяна Толмачева уверена, что столько стоит лишь четверть компании, а вся компания - от $1,8 млрд до $2 млрд. Поводом для ее оптимизма стала сделка Национальной медиагруппы по покупке компании "Национальные телекоммуникации" за $1,2-1,3 млрд.
Приход иностранных инвесторов поможет "Акадо" не только привлечь средства, но и получить необходимый опыт для экспансии на региональный рынок. Американская Liberty Media (выручка в 2007 году - $9,4 млрд) владеет кабельными операторами по всему миру (Япония и Чили), но основная масса активов находится в Европе, там компания подключила 8,5 млн абонентов кабельного телевидения и 1,8 млн - цифрового. Господин Белов напоминает, что у Kinnevik (выручка в 2007 году - €812 млн) уже есть существенный опыт работы на российском региональном рынке. Например, в сотовом сегменте - это оператор Tele2, который вышел в Россию в 2003 году. Сейчас Tele2 четвертый по величине сотовый оператор в России: по итогам первого полугодия 2008 года абонентская база "Tele2 Россия" составила 9,45 млн, а выручка - $507 млн.
"Региональный рынок в течение ближайших трех лет будет основным драйвером роста компаний, оказывающих услуги ШПД в интернет",- отмечает господин Шувалов, по оценкам которого проникновение услуг ШПД в регионах не превышает 7%. По оценкам iKS-Consulting, к 2008 году оно вырастет до 13%, к 2009 - до 25%, а в городах-миллионниках превысит 40%. При этом объем рынка в России к 2010 году составит $2,5 млрд.