"Госключ" открыл двери транспортным накладным

Министерство цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ и ООО "СберКорус" запустили интеграцию сервиса "Сфера перевозки" с мобильным приложением "Госключ", чтобы механики-контролеры могли получить сертификат и сформировать усиленную квалифицированную или неквалифицированную электронную подпись для подписания транспортных документов.
Это позволит сотрудникам автопарков прямо на месте подтверждать данные одометра и уровня топлива, избежав традиционного процесса подписания электронных перевозочных документов (ЭПД) на компьютере с предустановленным специализированным программным обеспечением с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи (ЭП) на носителе (токене).
По данным "СберКорус", документы, подписанные в приложении, имеют такую же юридическую силу, как и подписанные привычным способом на стационарном компьютере с использованием токена. После подписания ЭПД направляются в государственную информационную систему электронных перевозочных документов (ГИС ЭПД) Министерства транспорта РФ.
Ключи шифрования и сертификаты ЭП хранятся в приложении "Госключ" в течение года. По истечении срока действия сертификата ЭП через год нужно просто перевыпустить сам сертификат ЭП в приложении. О необходимости перевыпуска пользователь будет уведомлен за 30 дней.
Приложение "Госключ" - это официальное мобильное приложение, которое разработало Минцифры РФ. Оно позволяет гражданам бесплатно получать и использовать электронную подпись для доступа к государственным онлайн-сервисам. С помощью этой подписи можно подписывать документы, подавать заявки на "Госуслугах", а также авторизоваться в различных ведомствах без личного визита. В приложении можно подписывать документы с помощью как усиленной квалифицированной электронной подписи (УКЭП), так и усиленной неквалифицированной электронной подписи (УНЭП). Ключи электронной подписи никогда не покидают телефон.
Кроме приложения "Госключ", УКЭП, УНЭП и ПЭП (простую электронную подпись) физические и юридические лица могут получить в учредительных центрах, на портале mos.ru, в личном кабинете Федеральной налоговой (ФНС).
Как объяснила пресс-служба "СберКорус", для подписания транспортных накладных может быть нужна как усиленная квалифицированная, так и усиленная неквалифицированная электронная подпись - случай применения той или иной назначает ФНС.
"С "Госключом" можно получить почти 500 государственных услуг и сервисов, требующих подписания электронной подписью. Более 1,5 тыс. коммерческих организаций используют в процессах "Госключ", - сообщила пресс-служба Минцифры РФ корреспонденту ComNews.
Правовой аспект: чем отличается квалифицированная усиленная электронная подпись от неквалифицированной
Выпуск электронных подписей регулируется Федеральным законом от 06.04.2011 №63-ФЗ "Об электронной подписи". Электронные подписи делятся на простые (подтверждают формирование подписи с помощью кодов или паролей) и усиленные (получены в результате криптографического преобразования информации с использованием ключа электронной подписи, позволяют определить лицо, подписавшее электронный документ, и факт внесения изменений в документ после подписания).
Усиленные электронные подписи делятся на неквалифицированные и квалифицированные. Советник адвокатского бюро "Лидингс" (Lidings) Дмитрий Кириллов объяснил, что у них схожие свойства, однако у квалифицированной подписи ключ проверки указан в квалифицированном сертификате, который создает удостоверяющий центр, аккредитованный Минцифры; при создании квалифицированного сертификата удостоверяющий центр обязан идентифицировать заявителя.
Партнер, руководитель практики правовых исследований и GR юридической компании "Инноправо" Сергей Афанасьев объяснил, что закон об электронной подписи устанавливает следующие отличия УНЭП и УКЭП: для придания юридической силы УНЭП сторонам необходимо заключить соглашение об электронном взаимодействии, в то время как УКЭП обладает юридической силой изначально, без необходимости дополнительного соглашения.
"УНЭП применяется при подписании договоров и прочих документов с контрагентами, во внутреннем документообороте компании. УНЭП находит применение в закрытых информационных системах между контрагентами, уже имеющими устоявшиеся деловые взаимоотношения; частое использование УНЭП отмечается в области дистанционного банковского обслуживания. В этом случае удостоверяющий центр, осуществляющий выпуск сертификата ключа проверки электронной подписи, представлен самим банком, что устраняет необходимость привлечения третьих сторон к процессу. Пример приложений для внутреннего документооборота - СБИС, "Диадок". Также используется при работе в электронных системах ФНС России. УКЭП используется для сдачи отчетности в цифровом виде, участия в электронных торгах, получения госуслуг", - рассказал Сергей Афанасьев.
Сможет ли "Госключ" стать более востребованным у бизнеса
Дмитрий Кириллов отметил, что со стороны государства периодически видна несогласованность подходов разных ведомств к форматам электронных документов и к сценариям использования электронных подписей - например, в случае с машиночитаемыми доверенностями.
"Бизнес не всегда может убедить граждан использовать электронные подписи. Также, наоборот, удивляют ситуации, когда гражданин готов сэкономить время и силы и подписать электронный документ, а бизнес требует распечатать его, подписать и прислать скан. Надеюсь, эти препятствия со временем будут преодолены", - отметил Дмитрий Кириллов.
По мнению Сергея Афанасьева, приложение "Госключ" имеет существенные недостатки, включая уязвимости в системе безопасности и частые технические сбои: проблемы с запуском, блокировкой при входе и некорректным форматированием документов; кроме того, существует зависимость от устройства хранения - потеря смартфона или планшета может привести к утрате доступа к сертификату электронной подписи.
https://www.comnews.ru/content/234711/2024-08-13/2024-w33/1008/moshenni…
Создатель и руководитель проекта "Юнифлит" в ООО "Штарккрафт" (ID20) Михаил Комаров отметил, что, несмотря на оперативность и мобильность в документообороте, которые обеспечивает "Госключ", существуют технические барьеры, которые становятся препятствием к интеграции с ним, особенно для малого бизнеса.
"Чтобы успешно перейти на использование "Госключа", необходимы компании-посредники с экспертизой и обучение сотрудников. Кроме того, существует зависимость от стабильности приложения и интернета: если у водителя в дороге нет связи, он будет не способен подписать документ, а сбой в приложении может привести к остановке рабочих процессов", - отметил Михаил Комаров.
Еще одной уязвимостью, по его словам, является срок действия сертификата: несмотря на то что он действует год и продлевается в приложении, забывчивость пользователей, даже с уведомлениями за 30 дней, может привести к блокировке подписей в самый неподходящий момент - например, при оформлении срочного груза.
Эксперт сервиса "Логистика" АО "ПФ "СКБ Контур" Павел Коптелов отметил, что УНЭП и УКЭП будут удобны для водителей, кладовщиков и механиков, которые работают вне офиса: с помощью приложения "Госключ" они смогут оперативно подписывать документы со смартфона без установки криптопровайдера на устройство.
В сервисе "Логистика" от "Контура", по словам Павла Коптелова, возможность подписать транспортные накладные и путевые листы в приложении "Госключ" появится во II квартале 2025 г.
Михаил Комаров также отметил, что возможность подписания документов с помощью "Госключа" внедряется в ИТ-продукт ID20 по автоматизации управления автопарками.
Генеральный директор АНО "Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом" Кирилл Семион назвал интеграцию бизнеса с "Госключом" перспективной идеей: это логичное развитие темы госсервисов, которое сделает процесс оформления более прозрачным и сильно упростит жизнь МСП.
Директор по стратегическим альянсам и взаимодействию с органами государственной власти группы компаний "Гарда" Павел Кузнецов отметил, что, с точки зрения информационной безопасности, хранение ключей шифрования и сертификатов электронной подписи в течение года вполне может быть приемлемым при условии соблюдения строгих мер безопасности: важнее, как именно хранятся ключи и сертификаты, насколько надежное шифрование используется, применяются ли аппаратные средства хранения.
