II Федеральный форум "Корпорации в цифре". (Фото ComNews)
Несмотря на проблемы, возникающие при выводе внутренних цифровых разработок на рынок, все больше ИТ-"дочек" отраслевых корпораций начинают их коммерциализацию. Игроки рынка отметили, что выход кэптивной ИТ-компании на коммерческий рынок способствует командной дисциплинированности, высокому качеству выпускаемых решений и повышению эффективности за счет дополнительной выручки и дохода от внешнего рынка.
II Федеральный форум "Корпорации в цифре". (Фото ComNews)
© ComNews
17.02.2025

14 февраля 2025 г. в Москве состоялся II Федеральный форум "Корпорации в цифре", организованный Информационной группой ComNews. Руководитель направления департамента по управлению цифровыми продуктами частного учреждения (ЧУ) "Цифрум" (ГК "Росатом") Сергей Плашкевич рассказал, что "Цифрум" как кэптивная компания старается отвечать на запросы рынка: "Мы рады предоставить возможность использовать инструменты на основе искусственного интеллекта. Наша компания самостоятельно занимается научными исследованиями, разработкой и предоставляет готовые решения. В рамках low-code-платформы "Атомкод" мы предлагаем часть этих инструментов".

Управляющий партнер "Самолет Технологии" (ООО "Диджитал-Девелопмент") Дмитрий Самоходкин, являющийся по совместительству генеральным директором платформы "Самолет 10D", отметил, что эта платформа для управления строительством, его качеством и безопасностью используется не только для внутренних задач девелоперского холдинга "Самолет", но и для продаж на открытом рынке. "Когда компания только выходила на рынок, первое время продаж у нас не было. Хотя мы и создавали программное обеспечение, и хорошо понимали бизнес-процессы материнской компании, не все наши идеи можно было воплотить в жизнь. Тщательно изучив ситуацию на рынке, мы обновили продукт, сделали его более гибким и адаптируемым к потребностям клиентов", - рассказал Дмитрий Самоходкин.

Он также отметил, что существует большая разница между программным обеспечением для внутренних и внешних целей, и что важно осознавать, как ее преодолеть. Дмитрий Самоходкин добавил, что, выводя внутренний ИТ-продукт на внешний рынок, можно получить три преимущества: независимый финансовый поток (в кризис это особенно важно), командную дисциплинированность и качество продукции. "Вы не можете позволить разрабатывать решения среднего уровня, иначе вы будете отставать от рынка", - пояснил глава компании "Самолет Технологии".

Директор по разработке программного обеспечения ЧУ "Цифрум" Олег Покровский выразил мнение, что если кто-то в ИТ-"дочке" пытается продать на рынок цифровую разработку, которая изначально делалась под материнскую компанию, такого человека надо увольнять за профнепригодность. С этим взглядом согласился Дмитрий Самоходкин: "Когда вы делаете inhouse-разработку, скорее всего, она будет недостаточно гибка. И чтобы ее продавать на открытом рынке, нужно существенно повысить эту гибкость". "Если на этапе разработки архитектуры ИТ-продукта не заложить его коммерциализацию, то потом делать это придется долго, дорого и больно", - убежден руководитель ИТ-департамента ООО "СТС Логистикc Транспорт" Владислав Икрамов.

Управляющий директор АО "Сбербанк-Технологии" ("СберТех") Максим Кутузов рассказал о трудностях вывода внутреннего продукта на рынок. Он выделил несколько основных проблем, которые, по его мнению, требуют решения:
- внутренний продукт, скорее всего, будет повторять архитектуру коммуникаций в ключевом заказчике;
- внутренний продукт обязательно будет завязан на внутренний ИТ-ландшафт (в части интеграций);
- внутренний продукт, скорее всего, будет не конфигурабельным;
- внутренний продукт не будет содержать критичную функциональность, потому что он закрывается другими корпоративными системами ключевого заказчика;
- внутренний продукт всегда хуже (есть ТЗ и гарантированный спрос, поэтому рыночные практики не применяются; используются нетиражируемые компоненты архитектуры);
- команды продукта не стремятся вывести его на рынок, потому что получать стабильную зарплату за бесконечные доработки внутреннего продукта обычно интереснее.

Максим Кутузов отметил еще типичную проблему при выводу inhouse-разработки на открытый рынок: зачастую цену на продукт спускает сверху материнская корпорация, а при расчете этой цены она учитывает все инвестиции в его создание - тогда как рыночная стоимость продукта та, за которую его готовы купить.

Коммерциализацией внутренних ИТ-разработок занялась и дочерняя компания Банка Синара - ООО "СКБ Лаб" ("Синара Лаб"). Ее генеральный директор Андрей Савиных сообщил, что портфель коммерческих продуктов "Синара Лаб" адресован банковским структурам, а изначально все они были созданы для Банка Синара. Среди таких продуктов - кредитный конвейер "Система принятия решений", платформенная экосистема сервисов безопасности, инвестиционно-брокерская платформа, а также комплексная система дистанционного банковского обслуживания для юрлиц и физлиц.

Никита Марченко, директор ООО "Свеза СмартЛайн" - ИТ-"дочки" лесопромышленной группы "Свеза", рассказал о продаже на коммерческом рынке мобильного приложения Plycounter собственной разработки, которое позволяет в считанные секунды определить количество любого листового материала - будь то фанера или листы металла. Металлургические компании уже покупают Plycounter, при этом для внутренних нужд "Свеза" его почти не использует.

Старший руководитель проектов ассоциации "Цифровые технологии в промышленности" Ирина Леонтьева рассказала о значимости кэптивных компаний и преимуществах, которые они получают при коммерциализации технологий: "Во-первых, кэптивные компании обладают глубокими знаниями в отраслевой сфере, что позволяет им лучше понимать потребности клиентов. Они тесно интегрированы в ИТ-контур материнской компании и строго следуют политике информационной безопасности. Кроме того, кэптивные подразделения относительно независимы и активно участвуют в бизнес-процессах ключевых заказчиков. Участие в коммерциализации открывает для кэптивных компаний целый ряд преимуществ. Во-вторых, это диверсификация бизнеса, которая позволяет им отойти от привычных проектов материнской компании и сосредоточиться на внешних рынках. Это также способствует сохранению статуса ИТ-компании и получению новых льгот с учетом регуляторных особенностей".

Ирина Леонтьева добавила, что кэптивные компании могут увеличить компетенции, погружаясь в кастомизированные заказные разработки, а это открывает новые горизонты для их развития. "И наконец участие в коммерциализации способствует повышению эффективности компаний за счет дополнительной выручки и дохода от внешнего рынка", - резюмировала Ирина Леонтьева.

https://www.comnews.ru/content/231686/2024-02-21/2024-w08/1018/federalnyy-forum-korporacii-cifre-organizovannyy-informacionnoy-gruppoy-comnews

Новости из связанных рубрик