Маркетплейсы растут за счет регионов

ПАО "Т-Банк" опубликовало исследование об итогах 2024 г. на российских маркетплейсах, его провел "Т-Бизнес" (подразделение Т-Банка по работе с бизнес-клиентами) в рамках аналитического проекта T-Data. Исследователи компании проанализировали ключевые показатели, среди которых - изменение количества покупок, динамика среднего чека и активность на универсальных площадках (Wildberries, Ozon, "Яндекс Маркет" и др.). Исследователи зафиксировали рост количества транзакций в 2024 г. в большинстве российских городов. В топ-3 самых "покупающих" городов вошли Омск (рост +30%), Челябинск (+29%) и Пермь (+29%). Омск лидирует и по критерию общего объема трат (+55%), Казань (+54%) на втором месте и Челябинск (+52%) на третьем.
"В 2024 г. маркетплейсы продолжили укреплять позиции в российской онлайн-торговле. Объем трат увеличился на 41%, а количество транзакций выросло на 20%. Годом ранее эти показатели составляли 47% и 63% соответственно. Средний чек на маркетплейсах вырос на 18% и составил 2116 руб. Самый высокий рост зафиксирован на Ozon - средняя стоимость покупки выросла на 22% и составила 2710 руб. На Wildberries средний чек увеличился на 16% и составил 1594 руб. Наименьший показатель среднего чека - у "Магнит Маркета": несмотря на рост на 16%, он составил 793 руб.", - говорится в исследовании.
При этом исследователи Т-Банка отметили снижение роста количества продавцов на протяжении всего 2024 г. Так, в I квартале минувшего года прирост составил 30%, а в IV - 7%. Бесспорным лидером среди платформ для бизнеса является Wildberries, маркетплейс занимает 56% рынка по количеству продавцов. Его же предпочитают и новички: более 66% новых продавцов выбрали Wildberries в качестве первой площадки. На втором месте закрепился Ozon с 28% рынка и 25% новичков, а на третьем "Яндекс Маркет" с 13% и 8% соответственно.
"Тренд на рост среднего чека сохранился и в 2024 г. Рекордный показатель зафиксирован в Казани, где средний чек повысился на 22% - до 2013 руб. В Омске и Красноярске он увеличился на 19%, в Челябинске - на 18%, в Уфе - на 16%. В Москве, где темпы прироста количества транзакций оказались минимальными, средний чек вырос на 15%, достигнув 2444 руб.", - говорится в сообщении.
По словам директора по электронной коммерции "Т-Бизнеса" Ильи Кретова, перенасыщенность Москвы и Санкт-Петербурга и развитие логистической инфраструктуры в России привели к тому, что на рынке начался и идет переток роста трафика из столиц в регионы. Он отметил, что строительство и расширение сетей пунктов выдачи заказов позволяет покупателям приобретать товары, а бизнесу зарабатывать на открытии точек.
"Если говорить про замедление темпов роста рынка, это происходит, с одной стороны, из-за насыщенности рынка и емкости площадок. С другой стороны, на маркетплейсах постоянно усиливается конкуренция, и хоть каждый месяц в среднем появляется около 15-20 тыс. новых продавцов, большое их число вытесняется более сильными игроками в нише", - рассказал Илья Кретов.
С ним согласилась ведущий аналитик Freedom Finance Global Наталья Мильчакова. По ее мнению, рост популярности маркетплейсов в регионах связан не только с расширением сетей, но и с высоким уровнем проникновения интернета (почти 88% на начало 2025 г., хотя средний по миру показатель - 68%) и обеспечением смартфонами (почти 85% домохозяйств в РФ выходят в интернет преимущественно через смартфоны. Иными словами, в России высокие технологические предпосылки увеличения пользователей маркетплейсов и электронной коммерции. На рост аудитории влияют и широкий выбор товаров, и их доступность. Не последнюю роль играет и повышение требований со стороны площадок к качеству продукции производителей и продавцов, отлаженная возможность проверить качество товаров в ПВЗ и удобные механизмы возврата денег.
"Маркетологи отмечают особенно бурный рост числа покупок на маркетплейсах в крупных городах Сибири и Урала, такая тенденция продолжается уже второй год, что связано прежде всего с ростом зарплат, развитием инфраструктуры, совершенствованием логистики, в то время как в столицах рынки непродовольственных товаров уже близки к насыщению. Сравнительно небольшой рост количества продавцов не говорит о том, что рынок стагнирует, просто, скорее, на него влияют неблагоприятные тенденции российского бизнеса, и прежде всего санкции, ослабление рубля и рост инфляции в 2024 г., что привело к повышению цен на многие товарные группы и усложнило работу продавцов на маркетплейсах. Возможно, невысокий рост числа продавцов связан также и с высокой комиссией у большинства маркетплейсов, неслучайно больше половины продавцов работают на Wildberries, поскольку там для них условия более выгодны. Такие темпы роста, на наш взгляд, могут сохраняться в течение как минимум нескольких лет, при сохранении санкций и жестких условий маркетплейсов для продавцов", - рассказала Наталья Мильчакова.
Директор департамента оборудования и ПО J’son & Partners Consulting Максим Столповский отметил, что результаты исследования совпадают с ключевыми трендами и тенденциями рынка из отчетов компании. По его словам, на замедление темпов роста влияет и принудительное регулирование, и снижение маржинальности за счет высоких комиссий, и увеличение конкуренции.
"Рынок переходит от экстенсивного роста (много новых продавцов) к интенсивному: крупные игроки наращивают обороты, а мелкие уходят или консолидируются. Мы видим, что GMV (общий объем товаров) продолжает расти быстрыми темпами (рост GMV падает значительно медленней, чем количество продавцов), что говорит против достижения рынком предела бурного роста, - отметил аналитик АО "Финам" Игнат Иванов.
Представители пресс-служб ООО "Озон", ООО "РВБ" (Wildberries) и ООО "Яндекс" не ответили на вопросы корреспондента ComNews.
С результатами исследования Т-Банка согласилась операционный директор ООО "Флаувау" (маркетплейс цветов и подарков Flowwow) Вера Моденова. Она подтвердила, что универсальные маркетплейсы продолжают активно развиваться за счет расширения ассортимента и роста регионов, а средний чек растет во многом за счет инфляции. Так, на Flowwow этот показатель повышается на 14% год к году.
"Основная причина роста регионов - стремительное развитие e-commerce и расширение его охвата: развивается инфраструктура, универсальные маркетплейсы продолжают открывать большое количество ПВЗ, за счет увеличения спроса снижается стоимость доставки за единицу товара. Также рост доходов в регионах стимулирует людей к активным покупкам. Например, оборот Flowwow за 2024 г. в регионах вырос на 77%", - отметила она.
Однако, по мнению Веры Моденовой, рынок e-commerce еще не достиг предела развития, а падение количества новых продавцов обусловлено высокой ключевой ставкой.
"Также малому бизнесу с каждым годом становится дороже выходить на универсальные маркетплейсы, продавцы сталкиваются с высокой конкуренцией в товарных категориях, где уже есть сложившиеся лидеры. Также их ожидают большие расходы на рекламу внутри самих сервисов. С нишевыми маркетплейсами все немного проще: не нужно вкладывать много ресурсов для начала продаж. Например, на Flowwow рост числа продавцов год к году составил 27%", - заключила Вера Моденова.
