Цифровая медицина в РФ: светлое будущее впереди, а пока - барьеры
На фото слева направо: директор по проектной деятельности Ассоциации разработчиков и пользователей искусственного интеллекта в медицине "Национальная база медицинских знаний" Андрей Алмазов, заместитель генерального директора ФГБУ "Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи" Минздрава России Юлия Ледовских, менеджер по работе с новыми источниками данных и инновационными проектами ООО "АстраЗенека Фармасьютикалз" Россия и Евразия" Ирина Мельникова
31 октября состоялся IV ежегодный конгресс "Право на здоровье". Во время сессии "Обеспечение преемственности единого цифрового контура" заместитель генерального директора ФГБУ "Центр экспертизы и контроля качества медицинской помощи" Минздрава России Юлия Ледовских отметила, что по итогам 15-летней информатизации российской медицины одним из основных барьеров является федерализация: "Если вспоминать развитие системы здравоохранения, то мы понимаем, что у нас так или иначе была муниципальная система здравоохранения, региональная и федеральная. И на сегодняшний день, чтобы преодолеть эту разрозненность, для этого должно быть больше единства во всех системах".
Менеджер по работе с новыми источниками данных и инновационными проектами ООО "АстраЗенека Фармасьютикалз" Россия и Евразия" Ирина Мельникова поддержала Юлию Ледовских, отметив, что одним из важнейших барьеров цифровизации в отечественной медицине является отсутствие взаимодействия между разными уровнями систем от медицинских региональных информационных систем до федерального уровня: "Нам хотелось бы, чтобы организация взаимодействия между ними и те данные, которые ходят между ними и агрегируются в единую государственную информационную систему в сфере здравоохранения, были чистыми и прозрачными друг для друга, и на основе этих данных можно было бы делать механизмы для предиктивной медицины, цифровых двойников и т.д. Нам кажется, что создание таких связей и механизмов агрегации обработки данных позволит всем участникам здравоохранения принимать и делать наиболее рациональные выводы и, соответственно, внедрять в ежедневную практику".
Директор проектов российского разработчика медицинских информационных систем для регионов и ведомств, врачей и пациентов "РТ МИС" Марк Федосеев из барьеров в цифровой медицине отметил техническую возможность. "Вторым моментом я бы отметил, что мы сталкиваемся с тем, что в ряде регионов действует множество региональных нормативно-правовых актов, отличающихся от других регионов. Очень много сил уходит на выравнивание этого разнообразия, справочников, условий при создании реестров и т.д. Третьим барьером я могу назвать то, что в 2011 г., когда было огромное количество разнообразных мелких разработчиков, систем, все же не было единого вектора, как надо делать. Отсюда и вышла такая разрозненность", - сказал Марк Федосеев.
Лидер рабочей группы по цифровизации в здравоохранении Ассоциации международных фармацевтических производителей Валерия Лемешко обратила внимание, что в РФ не хватает администрирования: "Мы хотим собрать большое количество регионов, разных информационных систем и обеспечить им стандартизацию и качество данных. Нам не хватает операционного центра, который мог бы взять на себя ответственность в части разработки этих стандартов, менеджмента, качества, помощи регионам и информационным системам, чтобы привести к стандартам и к тому, чтобы он в дальнейшем мог распределять доступ к данным".
Генеральный директор Ассоциации разработчиков и пользователей искусственного интеллекта в медицине "Национальная база медицинских знаний" Борис Зингерман рассказал, что врачи сталкиваются с ситуацией, когда совершенно не понимают как, кому, когда, в каком виде может быть предоставлен доступ к персональным данным пациента: "Я думаю, что на данный момент это ключевой барьер, в том числе и на уровне единой государственной информационной системы в сфере здравоохранения, потому что мы должны представить какой-то подход, в рамках которого мы понимаем, кому и в каких ситуациях может быть организован доступ к данному пациенту. Это сложный вопрос, и, как я уже сказал, Минздрав пошел по простому пути: все только с разрешения пациента. Где это разрешение получить, как он его даст? Это касается как обмена медицинскими документами, так и вопросов, связанных с обработкой данных. И даже деперсонализированные данные могут быть использованы для анализа и обработки только с разрешения пациента, которое до сих пор ему негде предоставить".