Российские разработчики софта стали зарабатывать больше за счет продаж на внутреннем рынке
На фото (слева направо): президент "Руссофт" Валентин Макаров, СЕО ГК Softline Владимир Лавров, директор по стратегии и развитию технологий Axiom JDK Роман Карпов
Президент НП "Руссофт" Валентин Макаров 25 июня представил результаты исследования, в котором приняли участие 303 российских разработчика софта. По данным ассоциации "Руссофт", совокупный оборот российских софтверных компаний по итогам 2023 г. увеличился на 19,4% до 1,983 трлн руб., а годом ранее прирост был намного меньше - 6,7%; при этом падение экспорта в 2023 г. продолжилось и оказалось даже больше, чем в 2022 г.
За два последних года доходы от экспорта российских софтверных компаний сократились при измерении их в долларах почти в два раза: в 2021 г. доход составил $10,07 млрд, а в 2023 г. - $5,53 млрд. Авторы исследования предполагают, что с 2024 г. рост экспорта увеличится до 12%, хотя в течение 2024-2025 гг. нельзя ожидать его возвращения к показателям роста предыдущего десятилетия.
"В 2024 г. мы ожидаем роста совокупного оборота российских компаний еще на 32%, и с этого года уже начнет расти экспорт - мы начнем разворачиваться на дружественных рынках. Ближнее зарубежье и страны СНГ, а также Южная и Восточная Азия", - отметил Валентин Макаров
Компании, которые приняли участие в исследовании, отметили, что на заказную разработку ПО на внутреннем рынке приходилось до начала СВО около 70% продаж сервисных компаний и до 20% - продуктовых компаний. По итогам 2022 г. данные показатели составили 60,2% и 7,7% соответственно, а по итогам 2023 г. выявлено их еще большее снижение - до 28,9% и 7,4%.
"Это отражает стремление создавать новые решения на замену программным продуктам зарубежных компаний, которые покинули российский рынок после введения антироссийских санкций. Также можно обоснованно предположить, что благодаря отмене НДС при продаже лицензионного ПО компаниям стало выгоднее продавать уникальные заказные системы в качестве тиражируемого ПО (программных продуктов)", - объясняют авторы исследования.
Согласно исследованию, объем продаж услуг по заказной разработке ПО на внутреннем рынке составил по итогам 2023 г. примерно 205 млрд руб., значительно сократившись относительно аналогичного показателя в 2021 г. и 2022 г. (около 265 млрд руб.). По итогам 2021 г. зафиксировано увеличение дохода от предоставления этих услуг внутри России на 20-21%.
На продажи российских программных продуктов пришлось 65,8% (годом ранее - 78%) дохода от работы на внутреннем рынке продуктовых компаний и 35,9% сервисных компаний (годом ранее - 10,6%). Общая выручка от этих продаж составила 865 млрд руб. Этот показатель увеличился в 2023 г. на 35%, а в 2022 г. - в полтора-два раза. В 2021 г. в сравнении с предшествующим годом прирост оценивался в 20-28%.
Генеральный директор ПАО "Софтлайн" (Softline) Владимир Лавров в качестве ключевой задачи российского ИТ-рынка выделил переход к комплексным решениям и экосистемам: "В 2024 г. нужно переходить от предложения российскому заказчику отдельных импортозамещающих продуктов к комплексному интегрированному подходу".
Чтобы разработчики смогли увеличить продажи и становиться более привлекательными для заказчиков - прежде всего, для российских - по словам Владимира Лаврова, следует придерживаться правила трех "К": консолидации - прийти к формированию крупных вендоров с интегрированным портфелем продуктов в разных нишах; кооперации - между разработчиками и заказчиками, в том числе внутри индустриальных центров компетенций; и координации - чтобы разработчики не дублировали уже имеющиеся на рынке продукты.
"Софтлайн", по словам Владимира Лаврова, видит перспективу в экспорте ПО в СНГ (Казахстане), на Ближнем Востоке, в Юго-Восточной Азии, Индии и странах Африки, при этом "Софтлайн" также надеется на поддержку от государства в лице цифровых атташе.
Директор по развитию ООО "Симтек Девелопмент" (Simtech Development, занимается разработкой в области электронной коммерции) Андрей Шастин отметил, что для экспорта коробочные софтверные решения не имеют большого потенциала, поскольку дружественные страны, куда нацелены российские разработчики, также будут пытаться создать рынок на базе решений инструментальных и open source. Более реалистичной стратегией была бы передача прав на ПО и последующая локализация уже силами местных компаний.
"Глобально экспорт российских решений - это экспорт инструментального ПО и фреймворков. Потенциал лежит в партнерствах с интеграторами, которые знают рынок, культуру и бизнес-процессы", - считает Андрей Шастин.