Российский рынок ВКС набирает популярность
Выручка российского рынка видео-конференц-связи (ВКС) по итогам 2024 г. составит 24,5 млрд руб. Это на 25% больше, чем в 2023 г. Тогда этот показатель составил 19,7 млрд руб. Прогноз на 2024 г. в исследовании рынка ВКС привело информационно-аналитическое агентство (ИАА) TelecomDaily. Опрос проходил в апреле 2024 г. Участие в нем приняли более 1000 граждан РФ, занимающие руководящие должности или владеющие бизнесом, которые применяют ВКС в работе.
"Согласно большинству прогнозов, рынок ВКС будет расти со средними темпами прироста не менее 16%, по крайней мере до 2028 г. В первые годы темпы будут выше. Выручка российских компаний будет расти еще быстрее благодаря замещению иностранных игроков. Цифровая трансформация плавно переходит к замене специалистов искусственным интеллектом, а люди становятся менеджерами и социальными работниками. 70-80% рабочего времени менеджера занимают коммуникации. Поэтому происходящие изменения в структуре труда идут лишь на пользу ВКС", - считает аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын.
Аналитик Freedom Finance Global Владимир Чернов уверен, что российский рынок ВКС будет и дальше расти: "Это будет происходить на фоне эффекта базы, у рынка нет возможности развернуть такой тренд. Темпы его роста будут соответствовать примерно 10-15% в год (в первые четыре года), потом начнут замедляться также на фоне эффекта базы".
Респонденты назвали 12 сервисов, с которыми они работают в 2024 г. Среди них восемь отечественных и лишь четыре зарубежных. Однако наибольшей популярностью продолжают пользоваться именно зарубежные Zoom и Skype. Этими сервисами пользуются 67,5% и 44,3% опрошенных соответственно.
Далее с большим отставанием в пятерке самых востребованных сервисов расположились российские "Яндекс.Телемост" (19%), "МТС Линк" (14%), "VK Звонки" (12,8%). Однако отечественные сервисы с 2021 г. увеличили долю использования. Например, "Яндекс.Телемост" показал рост почти в три раза (с 6,6% в 2021 г. до 19% в 2024 г.), а SberJazz увеличил долю в 36 раз - с 0,3% до 10,8%. При этом доля Skype упала с 57,5% до 44,3%, уступив первое место Zoom, который ранее занимал долю 50,9%.
"Мы видим, что продукты иностранных вендоров активно теряют аудиторию. Бизнес тестирует альтернативные сервисы для ВКС и постепенно переходит на российские решения, показывая положительный рост аудитории год к году. По нашим данным, количество организаций, использующих "Телемост" в составе "Яндекс 360 для бизнеса" как корпоративный инструмент видеосвязи, за 2023 г. выросло кратно и уже насчитывает более 130 тыс. организаций в разных отраслях", - рассказал коммерческий директор "Яндекс 360 для бизнеса" Александр Чеснавский.
Руководитель направления продуктового маркетинга "МТС Линк" Екатерина Пичелатова напомнила о тенденции компаний, готовых тестировать и постепенно внедрять российские решения, но при этом не отказываться от зарубежных аналогов, пока есть возможность их использовать: "60% крупных российских компаний используют сразу несколько платформ для бизнес-коммуникаций, сочетая российские и зарубежные сервисы. Для корпоративных пользователей ситуация может измениться с усилением западных санкций. Таким образом, спрос на российские решения будет расти. Высока вероятность, что бизнес отреагирует на последние изменения и ускорит этот процесс. Мы как вендор поддерживаем такую инициативу и предлагаем три месяца использования сервисов "МТС Линк" в подарок компаниям, которые переходят с зарубежных решений".
Руководитель проекта "Контур.Толк" (сервис ВКС от группы компаний "СКБ Контур") Павел Скрипниченко считает, что к концу 2024 г. госкорпорации массово перейдут на отечественные сервисы: "Нельзя не учитывать законодательные требования. С 1 января 2025 г. все государственные корпорации и компании с госучастием должны будут полностью заменить иностранный софт на российский. Кроме того, уже с 1 сентября 2024 г. все образовательные организации, в том числе частные, смогут использовать только решения, внесенные в реестр отечественного программного обеспечения (ПО). Это касается ПО, мессенджеров, сервисов видеосвязи, систем прокторинга".
Также аналитики TelecomDaily посчитали интегральную оценку для сервисов ВКС, складывающуюся из баллов, полученных по критериям, которые предъявляли к ним пользователи, а также по широте доступного функционала и его востребованности. Максимальное количество баллов получил Zoom - 77,6 из 100 возможных. На втором месте российская платформа SberJazz - 69,7 балла, на третьем Skype - 63 балла. Замыкают пятерку "Яндекс.Телемост" и "VK Звонки" - 47,6 и 34,5 балла соответственно.