Форум "Инновационные технологии". На фото (слева направо): основатель и генеральный директор компании по разработке речевых технологий 3iTech Алексей Любимов, вице-президент РЭЦ Роман Генкель, генеральный директор МЭЦ Виталий Степанов
Форум "Инновационные технологии"
В 2023 г. российские компании поставили на экспорт высокотехнологичную продукцию в 154 страны мира. Доля Москвы от всего экспорта составила чуть больше 17%. В 2024 г. Российский экспортный центр откроет новые представительства в странах Латинской Америки.
© ComNews
11.04.2024

Показатели по высокотехнологичной продукции представили игроки экспортного рынка на форуме "Открытые инновации" в Москве. Они рассказали о мерах поддержки российских ИТ-компаний и выходе на зарубежные рынки.

Вице-президент Российского экспортного центра (РЭЦ) Роман Генкель рассказал, какую поддержку организация оказывает компаниям: "РЭЦ оказывает комплексную систему поддержки, включая различные вебинары, аналитику по рынкам, сопровождение контракта в части финансирования, страхования, поиска партнеров. У нас уже есть 13 представительств за рубежом, еще пять мы открываем. Это даст нам возможность более плотно контактировать с компаниями других стран. Помимо СНГ, это Китай, Ближний Восток, планируем выходить на Латинскую Америку. Что касается финансирования, мы помогаем компаниям компенсировать затраты на транспортировку продукции в размере до 500 млн руб. на одну организацию, на участие в зарубежных мероприятиях до 700 тыс. руб. в секторе малого и среднего предпринимательства (МСП) и до 2 млн руб. крупному бизнесу. В общей сложности мы уже помогли на несколько десятков миллиардов рублей".

Генеральный директор Московского экспортного центра (МЭЦ) Виталий Степанов рассказал об участии в экспорте столичных компаний: "Нашей главной задачей является поддержка столичного бизнеса в развитии на зарубежных рынках. Среди городов стран БРИКС в 2023 г. Москва заняла первое место по индексу развития пространственной и технологической инфраструктуры. География поставок высокотехнологичной продукции столицы в 2023 г. составила 154 страны мира. Доля Москвы от всего высокотехнологичного экспорта России в 2023 г. составила 17,3%. Две основные категории поставок: экспорт ИТ-услуг (системы управления базами данных, инфраструктурное программное обеспечение, операционные системы) и технологий (инжиниринговые услуги, товарные знаки, патентные лицензии). Помимо финансовой поддержки, мы помогаем компаниям в плане образования, подготовки, продвижения и продаж".

Глава комитета по экспорту АРПП "Отечественный софт", директор по работе с зарубежными и стратегическими проектами "Кода Безопасности" Олег Кравчук рассказал о направлениях экспорта компаний - участниц АРПП: "Экспорт российской ИТ-продукции идет во все страны, которые готовы с нами сотрудничать. Это, по традиции, страны СНГ, ЕАЭС, БРИКС, а также арабские страны, Юго-Восточная Азия и др. В комитете по экспорту АРПП состоит более 270 компаний - участниц ассоциации. Все это экспортеры или те, кто готовит продукты к выводу на зарубежные рынки. Следовательно, география и ассортимент решений будут только расширяться. К слову, в 15 странах мира присутствуют российские цифровые атташе. Нам помогают в продвижении и другие акселераторы экспорта - РЭЦ, МЭЦ, АНО "Цифровая экономика". Активную роль в продвижении российской высокотехнологичной продукции играют крупные госкорпорации. Например, подразделение "Росатома" - "Русатом Международная Сеть" (РМС). Везде в мире, где строятся объекты "Росатома", присутствуют отечественные ИТ-решения".

Эксперт по международному маркетингу и продвижению на турецкий рынок Лениза Мухаметзянова поведала об особенностях экономического партнера: "Турция заинтересована в высоких технологиях. Объем рынка информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) Турции составляет около $30 млрд. В течение последних пяти лет наблюдается стабильный рост. При этом турецкий рынок отличает высокая конкуренция (широкое проникновение ИТ-гигантов и развитие местных стартапов), но географическая близость и давнее соседство играют нам на руку. Залог экспортного успеха: знание менталитета местных партнеров, грамотная локализация и глубокое изучение рынка. Но Турция нацелена на приземление и развитие технологий. Критичным является возможность локализации. Если МСП или стартапы, которые предоставляют отдельные технологии, нацелены на сам факт экспорта, то для крупных российских брендов важно сохранить имя. Поэтому при рассмотрении турецкого рынка нужно быть готовыми к экспорту технологии, а не продукта. Турецкий партнер рассматривает локализацию бренда и вывода продукта, в том числе с дальнейшим продвижением на глобальных рынках, но под турецким флагом".

Президент НП "Руссофт" Валентин Макаров обозначил цели и задачи ассоциации по экспорту высокотехнологичной продукции: "Со стороны "Руссофт" мы стараемся помогать нашим компаниям находить стратегических партнеров в дружественных странах и создавать условия для экспорта и трансфера технологий. В частности, мы помогаем инициативным и надежным людям, проживающим в этих странах и регионах (ОАЭ, Турция, Индонезия), становиться представителями "Руссофт". Кроме того, мы сами ищем зарубежных партнеров и заключаем соглашения о сотрудничестве (Индия, Китай), организуем бизнес-миссии в эти страны и стараемся согласовать с государствами приоритетность сотрудничества и экспорта с целью оказания содействия трансферу технологий".

Генеральный директор сервиса для проведения видеоконференций VideoMost Андрей Свириденко назвал проблемы выхода в новые регионы: "Расширение географии экспорта программных продуктов из РФ - это важная и сложная задача. Многие регионы мира десятилетиями зависят от американских софтверных монополистов, и РФ предлагает реальную альтернативу. Но наращивать объем экспорта и осваивать новые страны не так просто - это требует и опыта, и финансовых инвестиций, и времени, и возможности в условиях работающих финансовых потоков сделать так, чтобы каждому вендору не приходилось изобретать юридически безопасный и экономически выгодный путь для проведения платежей. Ведь с международными платежами в РФ проблемы, в том числе из дружественных стран, банки которых боятся вторичных санкций США. Поэтому список стран и регионов экспорта отечественного софта будет, конечно, расширен, но это требует времени и денег. Быстро и легко точно не получится".

Генеральный директор компании "МойОфис" Павел Калякин позитивно оценил перспективы экспорта отечественного ПО: "Российские продукты, особенно в области прикладного ПО и средств информационной безопасности, успешно вышли на международный рынок. Очевидный приоритет по экспорту технологий - это страны СНГ, рынок Африки, где мы работаем с 2019 г. Наши будущие направления - это Восток, Латинская Америка, Азия. Думаю, в пределах двух-трех лет мы придем к развитию экспорта снова".

Новости из связанных рубрик