Креативные индустрии России сохранят тренд на локализацию и национальность продуктов
Главные тренды эксперты рынка креативной экономики перечислили на конференции "Перспективные направления развития креативной экономики России". Среди них усиление интереса к национальным и локальным продуктам; снижение барьеров входа на рынок труда в креативных индустриях; замещение части функций специалистов в креативной экономике искусственным интеллектом (ИИ); замедление роста спроса на продукцию креативных индустрий внутри страны; рост популярности нецифровых креативных продуктов при росте цифровизации экономики в целом; симбиоз малого бизнеса и цифровых платформ.
Ведущий специалист Института национальных проектов, научный сотрудник экономического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ) Виктор Брызгалин отметил несколько структурных шоков, которые повлияли на тренды креативных индустрий: "Креативная экономика в России и мире за последние три года испытала несколько структурных шоков, которые изменяют тренды ее развития. В 2020 г. пандемия ускорила процесс цифровизации. Затем последние два года идет активное развитие технологий - в частности ИИ, который по сути заново поставил вопрос, какие индустрии будут жить и развиваться. Третий шок больше связан с Россией. Это санкционные ограничения, которые значительно повлияли на то, как обустраивается структура экономики в целом и креативных индустрий в частности. В данный момент ситуация в мире стабилизировалась, и мы можем дальше наблюдать за развитием новых трендов".
Также Виктор Брызгалин, исходя из новых трендов, сделал несколько выводов по их развитию: "Теперь мировые и российские тренды в креативной экономике начнут расходиться. В мире будет тренд на глобализацию, экологичность, безопасность. А внутри России пойдет тренд на локальность, идентичность, традиционность. Главной проблемой креативных индустрий в ближайшие 10 лет будет нехватка кадров. ИИ заменит некоторые рабочие места. Более того, в России происходит высасывание кадров "некреативными" отраслями. Поэтому нам необходима дифференцированная стратегия развития для разных креативных индустрий".
Декан экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, научный руководитель Института национальных проектов Александр Аузан отметил успехи регионов: "В 2022-2023 гг. выживание экономики в основном произошло за счет рыночных институтов, а не мобилизационных. Креативные индустрии - это как раз рыночный механизм, связанный с оборотом прав интеллектуальной собственности. Поэтому запрос на креативные индустрии связан с некоторыми основными трендами. Экономический рост, который мы фиксируем в конце 2023 г., идет в основном за счет государственных вложений непроизводительного характера. В итоге перераспределились регионы, которые организуют этот рост. Креативные индустрии пришли даже в самые бедные регионы. Поэтому постановка вопроса о креативной экономике не чисто московская. Мы должны гордиться по крайней мере одним технологическим результатом 2023 г. Россия включилась в гонку по искусственному интеллекту. А это вызов на будущее".
Генеральный директор Федерации креативных индустрий Игорь Намаконов рассказал о проблеме выхода на зарубежные рынки: "Наша позиция в 2023 г. была построена вокруг регионов. Мы очень много ездили, общались и говорили о том, насколько важно формировать идентичность. 2024 г. будет еще сильнее в этом вопросе. Мы ориентируемся на то, что предприниматели креативных индустрий смогут синхронизироваться в части акцентов развития на внутреннем или внешнем рынке. Это очень важный аспект. Я от многих представителей креативных индустрий других стран - Китай, Таиланд, Индонезия, Южная Корея - слышу, что очень много интересного они видят, но это абсолютно не соответствует их представлению о прекрасном и красоте. Например, восприятие Китая и Южной Кореи сильно разнится. Поэтому, создавая продукт для внутреннего потребителя, нужно понимать, что он в таком виде за рубеж не должен отправляться. На сегодняшний момент пока в этом виде у нас не сформирована культура. Сейчас около 30% предпринимателей в регионах даже не имеют фотографий продуктов для того, чтобы их представлять онлайн. Это к разговору о том, какой нам еще предстоит процесс в плане формирования подхода и взгляда".