Суд за Неву. Петербуржец подал иск в Верховный Суд на Минтранс

10 апреля 2025 г. Верховный Суд Российской Федерации получил электронное административное исковое заявление "О признании нормативно-правового акта недействующим". В нем юрист, судовладелец, капитан и житель Санкт-Петербурга Станислав Лозовский попросил высшую судебную инстанцию "признать недействующим подпункт 45 пункта 24 "Правил движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации" в части запрета движения маломерных судов, не обеспечивающих прием и передачу данных в автоматическом режиме АИС-транспондером".
В обоснованиях нарушений федерального закона Станислав Лозовский указал две причины. Во-первых, он утверждает, что требование приказа Минтранса РФ об установке универсальной автоматической идентификационной системы (АИС) на "маломерные, прогулочные и спортивные парусные суда" не соответствует нормативным актам, имеющим "большую юридическую силу", таким как постановление правительства РФ №623 "Об утверждении технического регламента о безопасности объектов внутреннего водного транспорта" (Технический регламент №623), согласно которому все объекты водного транспорта, включающие суда, подлежащие государственной регистрации (то есть речные судна) должны быть оснащены АИС-транспондерами, за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных и решение технического регламента, принятое советом Евразийского экономического союза ("О безопасности маломерных судов" ТР ТС 026/2012).
Во вторых, приказ Минтранса РФ не соответствует требованиям кодекса внутреннего водного транспорта РФ, согласно которым вводить ограничения на перемещения водного транспорта в бассейнах внутренних путей может только администрация соответствующего бассейна и только в случае событий "непреодолимой силы и военных действий, введения карантина, а также при чрезмерном скоплении грузов в порту, в целях обеспечения безопасности судоходства, охраны жизни и здоровья людей, сохранности грузов". Администрация также должна немедленно уведомить Минтранс РФ о введенных ограничениях. Минтранс затем обязан в течение трех дней установить сроки, на которые эти меры введены.
"Оспариваемый запрет указанным нормам закона не соответствует, поскольку введен на неопределенный срок в отсутствие чрезвычайных ситуаций и вне связи с какой-либо целью", - говорится в исковом заявлении.
Управляющий партнер адвокатского бюро "Юг" Юрий Пустовит отметил, что в России существует иерархия нормативных актов. Первой следует Конституция РФ, за ней федеральные конституционные законы, федеральные указы президента, постановления правительства РФ, нормативные акты федеральных органов исполнительной власти. Юрий Пустовит отметил, что акты нижестоящего уровня должны соответствовать актам вышестоящего уровня.
Водораздел
Глава Минтранса РФ Роман Старовойт подписал приказ № 226 "О внесении изменений в правила движения и стоянки судов в Волго-Балтийском бассейне внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденные приказом министерства транспорта Российской Федерации от 10 июля 2013 г. № 235" 4 июля 2024 г. В восемнадцатистраничном документе, большая часть которого - таблица с перечислением топонимов, набережных и мостов Северной столицы, есть подпункт 45 пункта 24, который и стал причиной иска.
Приказ Минтранса запретил "движение самоходных судов (составов), в том числе маломерных судов, не обеспечивающих прием и передачу данных в автоматическом режиме АИС-транспондером и без постоянно включенной радиотелефонной станции ультракоротких волн на пятом канале (300,2 МГц) на участке реки Невы от Благовещенского моста до моста Александра Невского, реки Малой Невы от моста Западного скоростного диаметра до реки Невы, реках Большой Невки, Средней Невки, Малой Невки, Фонтанке, Мойке, Ждановке, Зимней Канавке, Кронверкском проливе, Крюковом канале." Иными словами, Минтранс РФ запретил движение по всем рекам центральной части Санкт-Петербурга.
По словам Станислава Лозовского, это решение ведомства вызвало огромный резонанс среди "судовладельцев-маломеров". Он назвал решение Минтранса РФ "фактической дискриминацией маломеров" из Санкт-Петербурга, которой нет ни в одном другом регионе России, и отметил, что открытое письмо главе правительства РФ Михаилу Мишустину уже подписали около сотни человек, а желающих еще больше, и многие готовы присоединиться к его иску в качестве соистцов.
"Минтранс ничего не разъяснял. Правда его подведомственное учреждение на Северо-Западе ФГБУ "Администрация Волго-Балт" в начале 2025 г. прислало буклет. Наша ситуация описана на стр. 12 буклета. Дополнительно я проанализировал все действующие в России правила движения судов, утвержденные Минтрансом и новые правила - фактическая дискриминация маломеров только в Петербурге. Этот довод я также заявлю в суде", - рассказал Станислав Лозовский корреспонденту ComNews.
В буклете от "Администрации Волго-Балт" (есть в распоряжении ComNews) и правда есть описание новых мер федерального ведомства, но никаких пояснений о причинах и сроках там нет. Корреспондент ComNews обратился за комментарием в Минтранс РФ, но на момент выхода материала ответа не поступило.
Транспондер преткновения
Председатель Национальной ассоциации маломерного судоходства (НАМС) Алексей Смирнов рассказал, что автоматическая информационная система - это радиопередающее устройство, входящее в состав навигационного оборудования. С его помощью данные об окружающих судах (их название, бортовой номер, направление движения, скорость и размеры) отображаются на электронных навигационных картах.
"Система действительно удобна - она позволяет судоводителям в реальном времени видеть, кто и куда движется в акватории, что способствует более безопасному плаванию. Несмотря на удобство АИС при использовании, обязательность ее установки на все маломерные суда вызывает вопросы. Это выглядит скорее как административный барьер, чем как мера по обеспечению безопасности. Цель подобных мер — ограничить количество маломерных судов в наиболее загруженных участках судоходства. Почему это не про безопасность? Согласно существующим правилам, маломерное судно не имеет приоритета в акватории. Оно обязано не создавать помех большим судам. В случае любого инцидента именно маломерное судно будет признано виновным. Большие суда при выборе курса или маневрах вообще не принимают во внимание маломерные - это задача последних уступать, тормозить, обходить и так далее. Аналогичные меры уже были введены в Московском регионе в 2022 г., и там они тоже вызывали много вопросов", - сказал Алексей Смирнов.
В исковом заявлении Станислав Лозовский оценил стоимость установки АИС-транспондера в 300 тыс. руб. Он рассказал корреспонденту ComNews, что эта сумма появилась после того, как он просмотрел ассортимент нескольких продавцов и взял один из не самых дешевых примеров.
"Есть и дешевле, но непонятно - подходит ли какой-нибудь китайский транспондер под требования. Кроме того, его надо регистрировать как радиопередающее оборудование, а это тоже стоит денег (экспертиза и тому подобное)", - отметил Станислав Лозовский.
С его оценкой согласился Алексей Смирнов. Он отметил, что сумма 300 тыс. руб. за установку АИС близка к реальности. По его словам, базовый блок устройства обойдется в 100-180 тыс. руб., а к нему нужны антенны: радиопередающая (150 МГц) и GPS. К этому прибавляются работы по установке, подключению и регистрации устройства.
"На рынке также можно встретить более дешевые китайские модели, но их нельзя использовать на флоте, поскольку они не сертифицированы и не имеют одобрения Российского классификационного общества. Важно учитывать и размеры оборудования: сам блок - размером с толстую книгу. На некоторых маломерных судах его установка может быть затруднительной", - отметил Алексей Смирнов.
Последние стали первыми
В распоряжении редакции ComNews находится определение Верховного Суда Российской Федерации, в котором говорится, что высший орган судебной власти изучил иск Станислава Лозовского и принял его к производству. Суд привлек министерство юстиции Российской Федерации в качестве заинтересованного лица, направил им копии административного искового заявления, предложил ведомствам до 28 мая 2025 г. предоставить истцу и суду возражения в письменной форме и передать доказательства, обосновывающие возражения. Верховный Суд также назначил дату судебного разбирательства - 17 июня 2025 г. Документ подписан судьей Верховного Суда Олегом Нефедовым.
"При оспаривании федеральных нормативных актов (президент, правительство, министерства) Верховный суд является судом первой инстанции, согласно кодексу административного судопроизводства РФ. В остальных случаях Верховный Суд является последней инстанцией для всей системы правосудия", - заключил Станислав Лозовский.
