Лед тронулся. Особо значимые проекты ИЦК не потеряли шанс на грантовую поддержку

О рассмотрении особо значимых проектов (ОЗП) второй волны индустриальных центров компетенций (ИЦК) корреспонденту ComNews сообщил представитель пресс-службы заместителя председателя правительства РФ Дмитрия Григоренко. Он добавил, что в рамках второй волны всего 67 проектов претендуют на получение статуса ОЗП на общую сумму финансирования более 53 млрд руб.:
- 32 проекта претендуют на грантовое финансирование на условиях паритетного софинансирования (не менее 50% средств участника) на общую сумму 23,9 млрд руб. (грантовое финансирование в объеме 11,6 млрд руб.);
- 32 проекта заказчики планируют реализовать за свой счет;
- 3 проекта будут реализованы в рамках государственной программы "Развитие электронной и радиоэлектронной промышленности".
"Что касается процента софинансирования – заказчик вправе превысить пропорцию 50/50 в сторону увеличения вкладываемых им средств, а минимальный процент софинансирования равен 50. К примеру, текущий усредненный процент софинансирования по грантовым проектам второй волны ОЗП составляет 52,23%., - рассказал представитель пресс-службы Дмитрия Григоренко.
Он подчеркнул, что в настоящее время по поручению Дмитрия Григоренко проводится дополнительная оценка проектов: оценивается их бюджетная эффективность (как бюджетные средства будут возвращены в виде налоговых отчислений), потенциал тиражируемости, спрос на разработку со стороны участников той или иной отрасли. "Дополнительная оценка позволит убедиться, что бенефициарами разработок станут не единичные компании-заказчики, а отрасли в целом. Предпочтение будем отдавать тиражируемым решениям, интересным сразу нескольким участникам рынка", - сказал представитель пресс-службы Дмитрия Григоренко. Наиболее активные ИЦК по количеству проектов традиционно входят в отраслевой комитет "Промышленность и торговля" (27 проектов), "Строительство и ЖКХ" (14 проектов).
ПАО "Т Плюс" входит в ИЦК "ЖКХ". Представитель компании сообщил, что ИЦК "ЖКХ" на рассмотрение в рамках второй волны вынес 10 проектов: "Три из них претендуют на гранты. Еще три проекта — от ПАО "Т Плюс". Это "ЭлПас. Электронная паспортизация", "Тепловая справочная служба" и "Мониторинг повреждений тепловых сетей". Их полностью финансирует сама компания, реализация идет по плану".
Главной целью предоставления грантовой поддержки по проектам является импортозамещение зарубежных решений отечественными продуктами высокой степени готовности, обладающими отраслевой и кросс-отраслевой востребованностью, которые позволят сформировать задел к импортоопережению и технологическому лидерству.
Все проекты, претендующие на включение в перечень ОЗП, подвергаются проверке на уровне ИЦК/ЦКР и отраслевых комитетов, в том числе на соответствие приоритетным направлениям замещения, наличие потенциала тиражирования, направленность на развитие и внедрение решений в области управления жизненным циклом изделий и продукции (PLM). ИЦК созданы в различных отраслях экономики, в каждой из которых есть зарубежные решения, нуждающиеся в отечественных аналогах.
Представитель пресс-службы Дмитрия Григоренко отметил, что приоритизировать ИЦК представляется неуместным действием: "Правила утверждения приоритетных направлений замещения зарубежного ПО и перечня ОЗП едины для всех ИЦК вне зависимости от отраслевой принадлежности. Приоритетов, исходя из принадлежности проектов к ИЦК на уровне порядка формирования и утверждения перечня особо значимых проектов, а также контроля и мониторинга их реализации, не установлено. Вопросы сокращения/сращивания/создания ИЦК, а также их составов находятся в периметре ответственности ведомств, курирующих их, именно ведомства и вправе принимать соответствующие решения".
Что должны сделать государство и российские ИТ-компании, чтобы гармонично сосуществовать в условиях вернувшихся зарубежных ИТ-вендоров?
Генеральный директор АНО "Национальный центр компетенций по информационным системам управления холдингом" (НЦК ИСУ) Кирилл Семион считает, что отечественным ИТ-компаниям необходимо быстрее развивать решения: "Для этого им следует максимально открыто взаимодействовать с заказчиками. Даже если требования по доработке сложно осуществимы, заказчик должен четко понимать сроки их выполнения и выдерживать их".
Кирилл Семион не исключил, что государство может выделить лидеров по направлениям и в первую очередь оказать им содействие в развитии продуктов: "Эта поддержка может выражаться в виде разумного протекционизма, либо финансовых преференций или субсидий. Под разумным протекционизмом подразумевается развитие отечественных вендоров, разнообразные запреты западным вендорам должны быть второстепенной задачей. Если только запрещать и ограничивать, мы не станем первыми".
Ведущий научный сотрудник лаборатории искусственного интеллекта, нейротехнологий и бизнес-аналитики РЭУ им. Г. В. Плеханова Марина Холод считает, что возвращение западных ИТ-вендоров на российский рынок после периода активного импортозамещения создаст сложную, но управляемую ситуацию: "Государству и российским ИТ-компаниям важно действовать стратегически, чтобы сохранить достигнутые результаты и минимизировать риски. С точки зрения государства необходимо обеспечить поддержку отечественных решений. Основной инструмент государства - приоритетное финансирование российских ИТ-разработок через гранты, субсидии и налоговые льготы (например, расширение "ИТ-резидентства") и обеспечение обязательной доли российского ПО в госзакупках".
Марина Холод считает, что с точки зрения российских ИТ-компаний, необходимо укреплять позиции в сегментах, где российские продукты уже сильны (СБИС, "1С", "Р7-Офис", "Астра Линукс"): "Также нужно активно внедрять ИИ и автоматизацию, чтобы догнать западные аналоги. Кроме того, необходимо обеспечивать совместимость с иностранным ПО (например, поддержка API западных сервисов), но с акцентом на независимость, и развивать open-source проекты, чтобы снизить зависимость от проприетарных технологий".
Директор по работе с государственным сектором ООО "Новые Облачные Технологии" ("МойОфис") Евгения Дмитриева не считает целесообразным обсуждение условий возможного возвращения зарубежных ИТ-вендоров: "Любой такой разговор воспринимается как торг. В текущих условиях он выглядит преждевременно и неуместно. Государство и отечественные ИТ-компании за последние два года проделали огромную работу по выстраиванию технологического суверенитета, и в данный момент приоритет заключается в продолжении этой системной трансформации. Мы убеждены, что любые решения в области цифрового развития должны исходить прежде всего из национальных интересов и стратегических целей, а не логики уступок".
Представитель пресс-службы ПАО "Мобильные ТелеСистемы" (МТС) считает, что нужно сохранять баланс между необходимостью развивать в стране критические технологии и компетенции, иметь возможности для трансфера технологий с одной стороны, а с другой - доступ к современным высокотехнологичным решениям для сохранения конкурентоспособности ИТ-отрасли на страновом и глобальном уровнях.
Справка ComNews
Особо значимые проекты - это ключевые проекты, разработка которых направлена на то, чтобы устранить последствия ухода зарубежных вендоров с российского рынка, а также для ускорения развития отрасли ИТ. Только получивший статус "особо значимого" проект может претендовать на получение государственного гранта от Российского фонда развития информационных технологий (РФРИТ) и фонда "Сколково". Решение о том, станет ли проект особо значимым, принимают отраслевые комитеты, опираясь на заключение ИЦК и центров компетенций по развитию российского общесистемного и прикладного программного обеспечения (ЦКР).
Все проекты, имеющие статус ОЗП, можно разделить на две категории:
1. Проекты, которые реализуются полностью за счет средств заказчиков.
2. Проекты с привлечением гранта.
https://www.comnews.ru/content/238663/2025-04-07/2025-w15/1007/ick-sput…
