Концерн окончен: Mercedes-Benz отключил российских дилеров от своего ПО
Немецкий автомобильный концерн Mercedes-Benz полностью отключил российских дилеров от программного обеспечения. Об этом сообщили "Известиям" представители компании. В ассоциации "Российские автомобильные дилеры" подтвердили наличие проблем с доступом к ПО, причем пострадали и другие марки. Одновременно, отметили источники редакции, доступ ограничил также и концерн BMW. Отсутствие официального ПО может увеличить сроки ремонта и обслуживания, а также создать проблемы с обновлениями для новых машин, считают эксперты. Несмотря на то что обойти эти ограничения способы есть, водители начнут чаще обслуживаться в неофициальных СТО и приобретать более простые модели авто.
Премиальные ограничения
Концерн Mercedes-Benz полностью отключил российских дилеров от своего программного обеспечения, выяснили "Известия". Эту информацию изданию подтвердили в пресс-службе "МБ РУС" — дистрибьютора Mercedes-Benz в России. Доступ, в частности, прекращен к онлайн-системам, с помощью которых проводится техническое обслуживание и выявление проблем.
"Действительно, дилеры отключены от онлайн-систем ПО производителя, — отметили в компании. — В некоторых случаях отсутствие доступа к онлайн-системам будет приводить к увеличению сроков ремонта".
В компании также добавили, что ремонт и обслуживание автомобилей будет проводиться на основе "накопленного опыта и знаний".
"В связи с уходом Mercedes-Benz AG с российского рынка АО "МБ РУС" не располагает какими-либо дополнительными возможностями по проверке и проведению прочих сервисных мероприятий, устанавливаемых для автомобилей марки Mercedes-Benz со стороны завода-изготовителя", — подчеркнули там.
Mercedes-Benz ушел из России в конце октября 2022 года. Его активы, в том числе завод в Подмосковье, выкупил ГК "Автодом" — один из крупнейших автомобильных холдингов, который обслуживает премиальные и люксовые машины.
Но проблемы коснулись не только Mercedes. Так, в ассоциации "Российские автомобильные дилеры" (РОАД) сообщили, что официальные дилеры испытывают проблемы с ПО для большинства зарубежных марок.
- В настоящее время ведутся работы по устранению неполадок, — рассказали "Известиям" в организации. — Несмотря на все сложности, отечественные дилеры продолжат качественно обслуживать автомобили в России.
"Известия" направили запросы в представительства BMW, ARG Group (бывший ООО "Фольксваген Груп Рус") и ГК "Автодом" с просьбой сообщить о действующих ограничениях. А в Минпромторге, получив запрос "Известий", переадресовали издание к самим концернам.
Своими руками
Основная проблема сейчас — возросшие сроки ремонта, рассказал "Известиям" источник, знакомый с ситуацией.
- Это касается не только Mercedes, но и BMW. Понятно, что сейчас дилеры всеми силами пытаются соблюдать гарантийные обязательства перед владельцами авто. Обходить ограничения помогают стороннее ПО и техника, которая продается на маркетплейсах. Но по факту термин "официальный дилер" свое значение теряет, — сказал собеседник издания.
В мае 2023 года "Известия" писали о частичных ограничениях в работе приложений автоконцернов, ушедших из РФ. Тогда проблема коснулась машин марок Skoda, Kia, Infiniti, Nissan и Renault. Владельцы автомобилей потеряли возможность удаленного запуска двигателя, просмотра остатка бензина в топливном баке, перестали работать некоторые важные функции, например, обновление программ, контролирующих работу мотора, антиблокировочной и тормозной систем. Кроме того, водителей перестали оповещать и об отзывных или сервисных программах.
Несмотря на ограничение доступа к системам, "МБ РУС" поддерживает проведение всех отзывных мероприятий, которые анонсирует Mercedes, сообщили "Известиям" в компании.
Сервисные мероприятия организуют в случае массовых жалоб на различные дефекты или если производитель нашел заводской брак. Отзывная кампания может проводиться и в случае, когда у машины закончилась гарантия.
Согласно закону "О техническом регулировании", производители должны своевременно сообщать о неисправностях продукции и сервисных мероприятиях надзорному органу — Росстандарту. В ведомстве "Известиям" сообщили, что поводом для начала отзывной кампании могут стать "любые источники информации о несоответствии продукции требованиям технического регламента". Речь идет, в частности, о сообщениях СМИ и результатах проверок.
Росстандарт не получал сообщений от автомобильных концернов о прекращении отзывных кампаний в России, заявили там и напомнили, что "неисполнение согласованной программы мероприятий может иметь признаки наличия состава административного правонарушения"— ст. КоАП о непринятии изготовителем мер по предотвращении вреда при обращении продукции.
Следующий!
Неприятной назвал ситуацию с блокировкой ПО Mercedes-Benz с точки зрения удобства обслуживания автомобилей вице-президент Национального автомобильного союза (НАС) Ян Хайцеэр. Он считает, что в скором времени ограничить доступ российским дилерам к своему софту могут и другие концерны.
- Конечно, есть обходные пути, — сказал "Известиям" эксперт. — Некоторые дилеры подключаются к сервисам через европейские IP-адреса или же обращаются в другие компании, так как чаще всего онлайн-сервисы программируют сторонние организации. Кроме того, часть диагностики "перекочует" в офлайн-режим.
Он подчеркнул, что отключение ПО может грозить проблемами с сигнализацией и кодированием ключей от машины.
До отключения системы Mercedes собирали информацию о техническом состоянии автомобиля, что позволяло в считаные секунды определить неисправность и быстро ее устранить, пояснил в разговоре с "Известиями" член общественного совета при ГУ МВД России по Москве Петр Шкуматов. Теперь обслуживание будет занимать гораздо больше времени.
- Надо готовиться к тому, что СТО и дилерам придется изучать стороннее ПО, — считает эксперт. — Я думаю, увеличится поток клиентов в неофициальные СТО, так как они в большинстве своем всегда пользовались сторонними программами диагностики.
Эксперты сходятся во мнении, что из-за проблем с обслуживанием новых автомобилей, в том числе тех, которые ввезли параллельным импортом, возрастет спрос на более старшие модели и менее "навороченные", транспортные средства.