В свете отключения Apple Pay и Google Pay за прошедший год на российском рынке произошла диверсификация методов оплаты товаров и услуг - от оплаты обычной картой до выставления счета в социальных сетях и стикеров. Игроки рынка полагают, что уже через пару лет диверсификация закончится и выделятся два-три основных способа, поддерживаемые ЦБ.
© ComNews
13.03.2023

Представитель пресс-службы Qiwi сообщил, что опрос, проведенный компанией, показал, что взамен прежних сервисов бесконтактной оплаты потребители стали чаще использовать привычные банковские карты и пробовать новые платежные средства.

При оплате офлайн- и онлайн-покупок две трети россиян стали чаще расплачиваться банковскими картами. В онлайне российские pay-сервисы и QR-коды стал чаще использовать каждый третий.

"При оплате офлайн-покупок абсолютное большинство россиян (75%) стали чаще расплачиваться банковскими картами. Это связано в первую очередь с тем, что пользователи смартфонов, у которых перестали работать Apple Pay и Google Pay, адаптировались к оплате пластиковой картой", - объясняет представитель пресс-службы Qiwi.

По его словам, значительно реже респонденты отмечали (39%), что прибегают к применению наличных средств, в то время как интерес к альтернативным способам бесконтактной оплаты у россиян начал расти. "Возросла популярность российских рay-сервисов и QR-кодов - их отметили 38% и 37% опрошенных соответственно. 14% также указали, что стали пользоваться платежными стикерами в прошлом году. Также выяснилось, что 8% респондентов ежедневно пользовались QR-кодами и до 2022 г.", - рассказал представитель пресс-службы Qiwi.

Он сообщил, что при оплате онлайн 70% респондентов отметили для себя возросшую роль банковских карт. "Российские рay-сервисы и QR-коды в этом сегменте имеют одинаковую популярность - их стал чаще использовать каждый третий (33%). Четверть россиян (26%) стали чаще пользоваться "Qiwi Кошельком", - добавил он.

По его словам, пользователи умных часов и браслетов с NFC, то есть наиболее активные пользователи финансовых технологий, чаще, чем по выборке в целом, ищут новые и альтернативные способы оплаты: российские и зарубежные pay-сервисы, QR-коды, платежные стикеры.

Коммерческий директор группы Qiwi Александр Агаков считает, что изменение ситуации на платежном рынке подтолкнуло бизнес и потребителей к использованию разнообразных методов оплаты товаров и услуг. "Карты, электронные кошельки, QR-коды, российские pay-сервисы, платежные стикеры - такой разнообразный набор вошел в повседневный обиход россиян. Тренд на диверсификацию подстегивает отечественных игроков совершенствовать продукты и, соответственно, поддерживает необходимый уровень конкуренции", - уверен он.

По его словам, однозначно самый популярный способ оплаты всех покупок - это банковские карты, поскольку он требует самых минимальных усилий от покупателя и является одним из самых привычных и простых способов оплаты. "В ближайшей перспективе использование банковских карт останется самым популярным способом оплаты. В то же время половина опрошенных (50%) отметили, что очень быстро привыкли к альтернативным способам оплаты, что говорит о гибкости и готовности к переменам. Очень многое зависит от возможностей бизнеса поддерживать те или иные способы оплаты. Если, например, говорить про QR-коды и российские pay-сервисы, то тут продукт должен быть качественным и доступным на всех устройствах и во всех точках продаж", - отметил он. По его мнению, QR-коды и платежные стикеры - самые перспективные замены, так как ими можно оплатить покупки как онлайн, так и офлайн.

Представитель пресс-службы ассоциации "ФинТех" отмечает, что с уходом западных pay-сервисов с российского рынка многие потребители переключились на оплату через Систему быстрых платежей (СБП). "Тем более что оператор СБП - Национальная система платежных карт (НСПК) постоянно развивает сервис, делая платежи удобнее. Например, совсем недавно компания анонсировала новый способ платежей, когда покупатель формирует QR-код с зашитыми в нем токенизированными платежными данными, а продавец на кассе сможет этот код считать", - отметил он.

По его словам, параллельно НСПК развивает еще один платежный инструмент - MirPay. "Многие финтех-компании предложили рынку pay-сервисы (Tinkoff Pay, Yandex Pay), некоторые банки активно развивают оплату с помощью платежных стикеров. Вместе с тем Банк России занимается разработкой программы лояльности для СБП, что еще больше подстегнет интерес к этому способу оплаты. То есть отечественный рынок платежных сервисов продолжает быстро развиваться", - отметил представитель пресс-службы ассоциации "ФинТех".

Заместитель генерального директора НСПК Владимир Трояновский отмечает, что продолжают набирать популярность у пользователей такие сервисы, как Mir Pay, оплата по СБП с помощью QR-кодов или по платежной кнопке в онлайн-магазинах. "Так, за 2022 г. значительно выросло как количество пользователей мобильного платежного сервиса Mir Pay, так и число операций, которые совершаются через это приложение. За прошлый год количество новых карт, токенизированных в Mir Pay, выросло в 10 раз по сравнению с 2021 г., а количество транзакций, совершенных через Mir Pay за 2022 г., выросло в 15 раз - с 82,2 млн операций за 2021 г. до 1,2 млрд в 2022 г.", - рассказал он.

По его словам, постепенно входят в привычку у пользователей СБП платежи по QR-коду и платежной кнопке для онлайн-покупок - только за IV квартал 2022 г. через СБП оплачено 163 млн покупок на 315 млрд руб., платить за покупки таким способом пробовали уже более 29 млн россиян. "Для сравнения, за аналогичный период 2021 г. число оплаченных через СБП покупок составляло 9,5 млн, а количество пользователей, которые расплачивались по СБП, - 3,8 млн человек", - сообщил Владимир Трояновский.

Представитель пресс-службы ВТБ отметил, что, несмотря на уход из РФ иностранных pay-сервисов, у владельцев смартфонов есть различные возможности оплачивать покупки без использования физического пластика.

"Это набор различных pay-инструментов, таких как Mir Pay, Samsung Pay, СБП которые позволяют комфортно оплачивать покупки как в обычных магазинах и торговых точках, так и в интернете. Безопасность платежей не уступает ушедшим сервисам. Основной российский ответ иностранным конкурентам - сервис Mir Pay. Схема оплаты аналогична прочим pay-сервисам", - уверен он.

По его словам, снова стал актуальным альтернативный способ бесконтактной оплаты в виде платежных стикеров. "Учитывая, что у каждого из способов бесконтактной оплаты есть особенности, каждый из них имеет перспективы развития. Например, сервисы Mir Pay и Samsung Pay стали альтернативой для пользователей смартфонов ОС Android, платежный стикер - решение для клиентов с любым смартфоном, в том числе на iOS", - говорит представитель пресс-службы ВТБ.

Представитель пресс-службы "Тинькофф" рассказал, что в мае 2022 г. "Тинькофф" запустил Tinkoff Pay для быстрой оплаты онлайн без реквизитов карты. "Мы видим востребованность Tinkoff Pay у клиентов", - уточнил представитель банка.

Вице-президент Ассоциации банков России Алексей Войлуков отмечает, что в основном использование иностранных pay-сервисов замещено пластиковыми картами с бесконтактной возможностью оплаты. "Это логично, так как pay-сервисы - это, по сути, дополнительный сервис этими картами с помощью телефонов. "Наибольший рост демонстрирует привычная всем пластиковая карта с возможностью бесконтактной оплаты, а также урезанная часть этого же сервиса в виде платежного стикера, который по технологической сути является полным аналогом такой карты. Основная причина - это удобство, надежность, безопасность и, главное, возможность самой быстрой оплаты. Также пластиковая карта не требует наличия гарантированной мобильной связи у пользователя и может быть применена практически в любых условиях", - объяснил Алексей Войлуков.

Доцент кафедры статистики РЭУ им. Г.В. Плеханова Ольга Лебединская рассказала, что доля безналичных платежей в России по итогам 2022 г. достигла 78% с перспективой роста к концу года до 80%. "Основной источник увеличения проникновения безналичных платежей в России - онлайн, более активное использование интернета, а не просто из-за оплат картой. Отказаться от платежей банковскими картами и заменить их каким-то другим продуктом большинство россиян не готово, неслучайно Россия за 10 лет стала мировым лидером по темпам роста числа платежей банковскими картами, обогнав США и Германию", - отмечает Ольга Лебединская.

По ее словам, лидерами по популярности являются платежи по картам и QR-кодам. "Популярности использования QR -кодов во многом способствует стратегия ЦБ, согласно которой к СБП, в том числе с помощью QR-кодов, в 2022 г. планировалось подключить 440 тыс. торговых предприятий, в 2023 г. число таких магазинов должно вырасти до 590 тыс., хотя изначально планировалось, что оно составит всего 100 тыс. Доля платежной системы "Мир" и СБП в общем объеме розничных безналичных операций в 2022 г. должна составить 38-40%, а в 2023 г. - 47-49%. Эта цель вполне достижима, так как уже к ноябрю 2022 г. доля только карт "Мир" составляла в общем обороте 26,2%, а по итогам года 140 банков подключились к сервису Mir Pay", - рассказала Ольга Лебединская.

По ее мнению, популярность обусловлена и тем фактом, что еще в декабре ряд банков начал внедрять для клиентов возможность платить с Mir Pay не только в офлайн-, но и в онлайн-магазинах.

"Место под солнцем пытается отстоять и другой способ оплаты - счета, выставленные через соцсети и мессенджеры, доля которых выросла на 58%. Чаще всего таким образом оплачивают игры, рекламные услуги, а также услуги по созданию и поддержке сайтов. Но уже через пару лет такой диверсификации платежных средств скорее всего не будет, точнее, она сохранится, но выделятся два-три основных, поддерживаемых ЦБ. Соответственно, эти способы безналичного обращения и станут приоритетными", - уверена она.

Аналитик ФГ "Финам" Леонид Делицын считает, что основным заменителем pay-сервисов являются банковские карты. "Но когда начнется более активное продвижение отечественных pay-сервисов, они займут долю рынка, которую раньше занимали зарубежные. С точки зрения потенциала рынка, наибольший - у российских pay-сервисов. Их шансы улучшатся вместе с появлением устойчивых лидеров популярности марок смартфонов, на которых могут использоваться такие сервисы. Кроме того, будут активно продвигаться QR-коды. С точки зрения обеспечения устойчивости и независимости от внешних факторов выигрывают традиционные бумажные и металлические деньги, поскольку, в отличие от смартфонов, существует их местное производство", - отмечает Леонид Делицын.

Новости из связанных рубрик